По данным кадровых агентств, бюджеты российских компаний, особенно крупных, на обучение сотрудников увеличиваются с каждым годом на 70-80%. Особенно возрастает популярность разного вида тренингов.
Отправлять на них
По данным кадровых агентств, бюджеты российских компаний, особенно крупных, на обучение сотрудников увеличиваются с каждым годом на 70-80%. Особенно возрастает популярность разного вида тренингов.
Отправлять на них сотрудников считается не только полезным, но и просто-таки необходимым. Причем согласия их самих, как правило, не спрашивают. Или спрашивают, но чисто формально: все равно никто не откажется, если планирует и дальше успешно работать в данной организации. Кроме того, участвовать в каком-либо тренинге считается модным и престижным, и многие посещают их по собственной инициативе и за свой счет.
Таким образом, число людей, не понаслышке знакомых с тренингами, увеличивается год от года. Но мало кто задается вопросами: что такое тренинг? всем ли подходят тренинги? может ли тренинг вместо пользы принести человеку вред? В данной статье мы попробуем ответить на все эти вопросы и дать вам информацию для размышления.
Начнем с определения того, что же представляет из себя тренинг. Многие считают, что это просто учеба, своеобразный вид тренировки. Это далеко не так. Любой тренинг находится на стыке психотерапии, психокоррекции и обучения. То есть, одним только обучением не исчерпывается - иначе это были бы просто курсы. Большинство специалистов считают, что наиболее ценным для участников тренинга является получение эмоционального опыта, а познавательный аспект вовсе не является главным и может вообще отсутствовать. Специалисты выделяют несколько видов тренингов:
- тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются" вредные, ненужные, по мнению ведущего;
-
тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения;
-
тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;
-
тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Виды тренингов расположены в данном списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего. "Дрессировщик" полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. "Тренер" делегирует тренируемым только малую часть ответственности и занимается "натаскиванием" для развития необходимых умений и навыков. "Учитель" способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию "сверху" и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. "Ведущий" берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможно начало самоизменений.
Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться методами разных направлений. Однако, как мы видим, в любом тренинге в разных пропорциях применяются психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы. Вот здесь-то и возникают первые вопросы. С обучающими методами все понятно: вреда от них никому не будет. К сожалению, все не так однозначно в случае с психотерапевтическими и коррекционными методами. Именно они создают ведущему возможности для вышеупомянутой "манипулятивности".
В современных групповых тренингах используется большое количество техник, основанных на релаксации, методах медитации, элементах аутотренинга и гипнотических приемах. Специалисты данные техники обозначают обычно одним словом: "медитативные". Результаты применения подобных техник носят разные названия: трансовые состояния, состояния измененного сознания, гипнотическое погружение и пр. Особенно опасным является использование метода гипнотического состояния, который может использовать только специалист соответствующего профиля, обязательно с медицинским образованием. Ведь когда дело касается гипнотических техник, следует быть вдвойне осторожным! Ведь в группе могут оказаться люди с высокой степенью тревожности или выраженные невротики. А у них даже самые безобидные установки ведущего могут спровоцировать непредсказуемую реакцию: мрачные или кошмарные видения и т.п. У некоторых участников, например, гипертоников, такие упражнения могут вызвать учащенное сердцебиение или головную боль.
Медитативные техники чаще всего используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний, и основная их цель: развитие навыков саморегуляции. Но поскольку внушение подразумевает некритическое восприятие сообщаемой информации тренируемыми, то возникают обоснованные опасения по поводу манипулирования группой со стороны ведущего.
Отдельно следует сказать о методах нейро-лингвистического программирования (НЛП), приобретающих сегодня все большую популярность. Одним из самых мощных средств, используемых в НЛП, является установка "якоря". Под этим понимается введение дополнительного компонента в любую сенсорную систему человека, установление связи между некоторым определенным состоянием сознания человека и каким-либо действием психолога. Чаще всего для этого используется кинестетическая система, а психофизиологическим механизмом "якорения" служат павловские условные рефлексы. Например, в момент сильного радостного возбуждения клиента ведущий дотрагивается до его левого плеча. Когда это прикосновение будет повторяться с тем же давлением в той же самой точке и у клиента не будет в этот момент более сильных конкурирующих состояний сознания, снова возникнет переживание радости. Введение в действие нужного "якоря" во время работы стереотипной (и вредной) программы человека "сбивает" эту программу и перестраивает ее. Благодаря подобному перепрограммированию поведения у человека формируется широкий спектр возможностей, из которых он делает наилучший выбор.
Вышеописанная техника весьма эффективна, однако многие специалисты говорят сегодня о реально существующей опасности некорректного и неэтичного использования методов НЛП в манипулятивных целях. Ведь наиболее распространенным приемом здесь является введение участников группы в трансовое состояние сознания, в котором путем "якорения" возможно введение почти любых поведенческих программ. Таким образом, работа в техниках НЛП оставляет на совести ведущего этичное применение этих техник.
Кстати, данное замечание специалисты относят ко многим наиболее эффективным техникам и из других направлений. По их мнению, нанести вред участникам группы может не только неосторожное или злонамеренное внушение, но и почти любое психологическое воздействие, производимое неумелым, низкоквалифицированным или преследующим эгоистические цели ведущим. И здесь возникает следующий вопрос - вопрос квалификации тренера.
По мнению ведущих специалистов, несмотря на повсеместное открытие краткосрочных курсов по подготовке практических психологов и стремительное увеличение числа вузов, дающих высшее психологическое и педагогическое образование, в настоящее время существует огромная проблема с квалифицированными специалистами по ведению тренингов. На государственном уровне пока отсутствует единая система подготовки психологов для ведения тренинговых групп.
Кроме того, обучение ведущих тренинговых групп происходит несистематически, без жесткого контроля и четко регламентированных требований к специалисту. Во многих случаях такая подготовка ведет к тому, что практический психологический инструментарий попадает в руки людей, не только не обладающих необходимой квалификацией, но и корыстных, аморальных, профессионально непригодных. Где гарантия, что вы не попадете именно к такому?
Итак, мы рассказали вам о методах и техниках, которые могут применяться в различных тренингах и упомянули о тех опасностях, которые могут вас подстерегать в этом процессе. Все вышесказанное вовсе не означает, что мы являемся противниками данного вида программ. Просто мы считаем, что человек должен идти на тренинг осознанно, четко представляя, что это такое и что его ждет. В любом случае: выбор за вами. Единственный совет: получите как можно больше информации о потенциальном тренере, тренинге и методах, применяемых на нем, прежде, чем туда отправиться!