Как выйти из пещеры с драконами?
Источник: ФК-Менеджер
Успех дела зачастую зависит не только от профессионализма и личных качеств каждого сотрудника в отдельности, но и от того, насколько эффективно работники взаимодействуют между собой.
Общение в обход статусовВесьма
Успех дела зачастую зависит не только от профессионализма и личных качеств каждого сотрудника в отдельности, но и от того, насколько эффективно работники взаимодействуют между собой.
Общение в обход статусов
Весьма условно тренинги развития персонала можно поделить на следующие категории: тренинги общения, личностного роста, командные тренинги, тренинги для руководителей, разного рода управленческие тренинги. Очень популярны сейчас еще так называемые "веревочные курсы". О том, что помогает компаниям улучшать морально-психологический климат и делает из обычной группы людей коллектив, рассказывают наши эксперты.
Антон Калабин, Школа харизматических лидеров, тренер-консультант: "Если взять более или менее крупную фирму, то внутри каждого отдела, как правило, есть какие-то проблемы, мешающие людям работать. Кто-то кого-то не любит, боится, стесняется, а от этого не хочет лишний раз подойти, посоветоваться, чем-то помочь. Внутренние барьеры, как показывает опыт, легко снимаются благодаря ролевым играм. На работе у каждого человека есть свой статус, согласно которому у других людей в его окружении формируются определенные ожидания. На тренинге общения я стараюсь отвлечь людей от этих привычных ожиданий. Например, участнику тренингая говорю: "Ты сейчас не бухгалтер, а профсоюзный лидер. Перед тобой сидят не сотрудники твоей фирмы, а шахтеры. Твоя задача убедить их в том-то и в том-то".
Понятно, что никто в жизни предлагаемые роли не исполняет, однако это позволяет снять многие комплексы и уйти от поведенческих стереотипов. Также эффективны мозговые штурмы. Когда люди сообща должны решить какую-то поставленную тренером проблему, они невольно раскрываются, а справившись с заданием, начинают лучше относиться друг к другу. Насколько реальной должна быть проблема, зависит от степени запущенности дел в коллективе. Иногда она может быть вымышленной, иногда вполне насущной, производственной.
На всех своих тренингах Антон Калабин использует для разрядки психологической атмосферы упражнение, которое можно условно назвать "Словесная импровизация". Суть его в том, что в течение пяти минут один человек должен общаться с другим на строго заданную тему. Иной, более веселый, вариант этого упражнения, активно использующийся и другими тренерами, - так называемый "Порожняк", когда ставится задача говорить не переставая. Это не так-то просто. Если не верите, попробуйте.
Еще одно полезное упражнение - "Уникальность". Тренер спрашивает участника: "Чем ты отличаешься от других?" Поначалу от этого вопроса человек впадает в замешательство, потом начинает думать, а через пять минут рассказывает о себе очень интересные вещи. Оказывается, у А. очень необычное хобби, Б. обожает прыгать с парашютом, В. знаком со знаменитостями, а Н. печет самые вкусные на свете пирожные. В итоге - у людей просыпается друг к другу чисто человеческий интерес. Тренинг дает им возможность лучше познакомиться, ведь в рабочее время как-то не принято говорить о посторонних вещах. Особенно-с начальником.
Потенциальным клиентам на заметку
"Тренинги лучше всегда проводить на нейтральной территории, желательно с выездом за город, чтобы ничто не отвлекало от обучения, - считает тренер-консультант компании PRADO R&T Наталья Герасимова. - Трудности проведения тренинга в самой организации (особенно если он проходит в будни) связаны с тем, что люди отвлекаются на решение рабочих вопросов в перерывы. Это неизбежно ведет к опозданию на занятия, а соответственно снижает эффективность обучения".
Антон Калабин выдвигает в качестве обязательного условия участие в тренинге самого руководителя. "Во-первых, это позволяет ему продемонстрировать свою смекалку и опыт перед подчиненными, которые привыкли воспринимать начальника как автомат, отдающий указания и требующий со всех отчеты. А во-вторых, руководитель на тренинге может увидеть неожиданные для себя вещи. К примеру, что Н., который в повседневной жизни прослыл безынициативным, в игровой ситуации вдруг выдает нестандартную мысль. Это заставляет задуматься. Может быть, стоит чаще советоваться с ним? Может, возможности Н. реализуются в компании неполно? Идеальный вариант, это когда мы готовим из руководителя тренера, и он потом сам работает со своим коллективом. К сожалению, такие заказы - редкость", - отмечает Антон.
Большое значение при тренингах общения имеет тендерный состав подразделения. Оказывается, если он однороден: одни женщины или одни мужчины, - на выполнение каждого упражнения уходит больше времени. Женщины гораздо больше, чем мужчины, стесняются друг друга, а мужчин гораздо проще разговорить, если в группе есть хотя бы одна дама.
"На сегодняшний день налицо положительная тенденция в том, что касается заказов на обучение. Клиенты уже прекрасно понимают, что один двухдневный тренинг мал, он не дает всех профессиональных навыков, и заказывают серию занятий. Наиболее востребованными темами являются управленческие навыки, продажи, командо-образование, - отмечает Наталья Герасимова. - Самым запоминающимся клиентом для меня стала компания, которая заказывала пролонгированное обучение. Я работала с этой группой в течение года. Изначально руководство ставило задачи продвижения нового брэнда силами сотрудников разных подразделений - это был основной запрос. Также в задачи входило общее повышение эффективности продаж и сплочение сотрудников разных подразделений.
Первый тренинг начался с того, что в одной группе оказались сотрудники практически конкурирующих компаний, что часто встречается в крупных холдингах. Участники группы сильно напряглись, увидев своих непосредственных конкурентов. Но в процессе работы барьеры были преодолены, и люди стали помогать друг другу, делясь своими наработками по продвижению новой продукции на рынке. За целый год работы с этой группой приходилось часто общаться с руководством тех подразделений, чьи сотрудники обучались. Важно было корректировать мотивацию этих сотрудников, т. к. их квалификация повышалась, а соответственно менялось отношение к работе в лучшую сторону. К концу обучения поведение участников группы сильно изменилось. Даже у самых "консервативных" слушателей произошли позитивные сдвиги. А о сплочении группы и говорить не приходится - это уже была компания близких друзей".
Можно ли измерить степень доверия в коллективе? Оказывается, можно. Как на самом деле относятся друг к другу люди до и после тренинга, легко проверить с помощью анонимного анкетирования. Если средний балл до тренинга был "5", а после тренинга стал "8", результат налицо. Таким же способом можно измерить доверие к лидеру. Кстати, о лидере.
Руководитель должен четко представлять себе, заказывая тренинг, что он хочет улучшить в коллективе и насколько это можно улучшить. В противном случае он сильно осложнит и работу тренеров, иуменьшит эффективность обучения.
Вообще, наши эксперты практически единодушно сошлись в том, что развитие персонала лучше всего начинать с руководства.
Игры на свежем воздухе
В последнее время среди российских компаний набирают популярность тренинги командообразования, а в особенности, одна из их разновидностей - "веревочные курсы". В 70% случаев руководители компаний заказывают их, если хотят "сплотить, сдружить" свой персонал. Тренинги командообразования также помогают органично вписать новых людей в уже сложившийся коллектив.
Как могут проходить эти тренинги, рассказала Яна Тыжнова, тренер и директор по работе с корпоративными клиентами компании "Коллекция приключений":
""Веревочный курс" наша компания проводит уже 11 лет. Вся фирма или группа сотрудников выезжает на целый день в лес (как правило, на нашу специально оборудованную тренинговую базу). Люди, выбираясь из города, чувствуют себя свободнее, раскованнее. Все в спортивных костюмах, "погоны не видны". Это помогает полнее раскрыться. Интерес друг к другу появляется уже потому, что коллеги по работе находятся в необычной обстановке".
В течение одного дня бизнесмены активно упражняются на природе, выполняют задания, которые чаще всего построены по принципу "попасть из пункта А в пункт Б". Задания физически несложные, но всегда есть какая-то изюминка. Либо нужно провести "мозговой штурм", чтобы придумать, как их выполнить, либо вовремя протянуть руку напарнику, и, главное, чтобы он эту руку принял, либо суметь договориться между собой.
"Все похоже на пионерскую игру "Зарница" или на несложную полосу препятствий. Но это только внешне. Потому что само по себе выполнение заданий - это только присказка, сказка начинается, когда мы на примере этих заданий начинаем анализировать взаимодействие участников и работу команды, - отмечает Яна Тыжнова. - Темы для работы могут быть самые разные, группа сама, как правило, предлагает то, что для участников в настоящий момент важно. Ну и, конечно, в работе тренеры обязательно учитывают базовый запрос клиента".
В тренинге командообразования много разных важных аспектов: взаимоотношения в группе, наличие доверия, умение слушать друг друга, качество коммуникации в команде, отношение к общей цели, нацеленность каждого игрока на победу. Кстати, это последнее иногда становится откровением для тех участников, которые привыкли в жизни исходить из принципа "ну что я один могу сделать?" или "мне скажут, я сделаю". А еще становится абсолютно очевидным, как много в успехе команды может зависеть от действий одного человека, его внутренней включенности в процесс, от того, принимает ли он на подсознательном уровне общую цель, готов ли на усилия ради ее достижения.
"Задания тренинга, конечно, не имеют ничего общего с повседневной жизнью или работой. Часто ли вам в жизни приходится перебираться через "болото" или спасаться из "пещеры с драконами"? Но смысл их в том, что они моделируют реальные задачи, и, выполняя задания, участники могут в игровой форме заметить свои привычные методы действий и попробовать непривычные. Мы называем это расширением репертуара участников, - говорит Яна Тыжнова. - Есть специальные задания, помогающие группе создать доверие между ее членами. Есть задания, требующие высокой собранности или проверяющие группу на умение одновременно держать в поле зрения несколько параллельных задач. В тренинге каждый человек может попробовать себя в различных ролях, порой существенно отличающихся от исполняемых им на работе. Скажем, участник получает задание: провести всю группу цепочкой по заданному маршруту. Хитрость в том, что у всех, кроме проводника, закрыты глаза, маршрута они не видели, а он, единственный "зрячий", идет последним. Его задача - управлять группой в движении (шутливое название этого упражнения - "Побудь в директорской шкуре"). Бывало, что после этого задания проводник был весь взмокший от напряжения, хотя группа прошла всего 50 метров….. И вот уже подчиненные совсем другими глазами смотрят на своих руководителей, понимая всю сложность их работы. Кстати, в одном из отзывов участников мы нашли такую фразу: "Я впервые осознал, что наш директор - тоже человек, и как ему с нами достается"".
Помимо "веревочного курса" существует много других вариантов работы с командами. Все зависит оттого, какую задачу хочет решить заказчик. Под одну задачу тренеры компании "Коллекция приключений" могут предложить веселый курс, под другую больше подойдет тренинг "Командообразование: теория + практика", он более академичен, включает в себя некоторые теоретические аспекты работы команд и их практическую иллюстрацию.
|