Рабочие руки для столицы
Источник: Человек и труд
Московским промышленным предприятиям архинеобходимы грамотные, всесторонне подготовленные рабочие. Дело доходит до того, что на современном оборудовании (каждый станок порой обходится в 1,5-2 млн. долл.!) некому
Московским промышленным предприятиям архинеобходимы грамотные, всесторонне подготовленные рабочие. Дело доходит до того, что на современном оборудовании (каждый станок порой обходится в 1,5-2 млн. долл.!) некому работать. Завозить рабочих из других российских регионов или из ближайшего зарубежья невыгодно, да и молодых москвичей нужно трудоустраивать.
Одной из своих главных задач Департамент образования Правительства Москвы считает разработку согласованной стратегии и тактики модернизации столичного образования, направленной на повышение его роли в формировании кадрового потенциала, отвечающее целям социально-экономического развития нашего мегаполиса.
С просьбой рассказать о подходах к решению этой проблемы мы обратились к Василию ЛИСОВУ, первому заместителю руководителя Департамента образования правительства Москвы.
- Считаю парадоксом, что система высшего образования столь кардинально опередила систему подготовки рабочих кадров. Чего стоит хотя бы тот факт, что количество вузов в столице вдвое превышает число учреждений начального и среднего профобразования?
Сегодня у нас уже есть четкое видение подходов к подготовке кадров для производства и сферы услуг. Мы рассчитываем на успех, потому что в их реализации заинтересованы и наши коллеги из департаментов науки, промышленности и т.д. Вы просите конкретизировать направления нашей работы. Приведу несколько примеров.
В августе прошлого года состоялось совместное заседание департаментов образования и строительства. Разговор получился очень интересным. Руководители крупных строительных организаций и директора ПТУ, колледжей обозначили круг вопрос, которые нужно решать сообща. В результате было подписано соглашение о сотрудничестве, которое уже приносит свои результаты: подготовка кадров для столичного комплекса строительства и архитектуры расширяется.
Сотрудничество с Департаментом потребительского рынка и услуг насчитывает не один год. Эта сфера, как известно, развивается наиболее динамично: к ней относится каждая вторая организация, зарегистрированная на 1 октября 2003 г. в Едином государственном регистре организаций и предприятий столицы. В январе-сентябре 2003 г. средняя заработная плата здесь составила около 13,3 тыс. руб.
Нужда в кадрах очень высока, учитывая, что в 2004-2006 гг. в Москве планируется открыть 1862 новых предприятия потребительского рынка и услуг, провести модернизацию и реконструкцию 1233 действующих. Это означает, что торговле и общественному питанию потребуется дополнительно около 26 тыс. работников, бытовому обслуживанию - более 6,5 тыс. Московские профессиональные училища ежегодно выпускают порядка 9 тыс. человек по специальностям: гостиничный сервис, организация общественного питания, менеджмент, коммерция, официант-бармен (со знанием иностранного языка), повар-кондитер (со знанием национальной кухни), администратор (со знанием основ отраслевого менеджмента), товароведение, парикмахер, продавец, контролер-кассир и т.д.
Чтобы выпускать больше нужных столице специалистов, расширяя диапазон специальностей, на базе семи образовательных учреждений открыли экспериментальные площадки, где профессиональная подготовка учащихся ведется по обновленным стандартам с учетом новых технологий и квалификационных требований. Качество подготовки по многим специальностям отвечает сегодня высоким требованиям работодателей.
Так, выпускников Колледжа работников гостиниц и ресторанов "Царицыно", Профессионального лицея моды N5 341, Колледжа управления и права, Профессионального училища № 19 и многих других охотно принимают на работу самые известные и крупные московские предприятия. К сожалению, все еще немало случаев, когда работодатели отдают предпочтение недостаточно квалифицированным работникам из числа нелегальных мигрантов, поскольку им можно платить меньше, игнорируя тем самым нормы Трудового кодекса.
В структуре привлеченной в 2002 г. иностранной рабочей силы сфера торговли и общественного питания опережала все прочие отрасли (27%). Более половины организаций, обратившихся в столичную службу занятости в I полугодии 2003 г. за разрешениями на привлечение иностранной рабочей силы, относятся к торговле и общественному питанию, из них 70% реализуют продукцию на рынках.
В сфере профобразования ощущается острая нехватка опытных мастеров. Наш Департамент установил контакты с московскими педагогическими вузами, договорившись о возрождении практики подготовки мастеров производственного обучения по широкому кругу профессий. Этим, в частности, займется Московский институт открытого образования; совместно с его преподавателями мы выпускаем специальные пособия, методики по подготовке кадров.
На мой взгляд, к числу самых актуальных относится проблема, связанная с отсутствием единого профессионального образовательного пространства и социального заказа на подготовку кадров. Специалиста нельзя подготовить немедленно, следовательно, мы должны знать, сколько и каких специалистов требуется городскому хозяйству. Очевидно, назрела необходимость в проведении постоянного мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда в профессионально-квалификационном аспекте, что позволит согласовывать объемы, профили подготовки квалифицированных кадров на всех уровнях образования.
Все родители заинтересованы в том, чтобы их дети получили специальности, востребованные на локальном рынке труда. Значит, мы должны давать населению прогнозную информацию и о потребностях этого рынка, и о рейтинге учреждений профессионального образования, готовящих нужных специалистов, и о возможном трудоустройстве в организации торговли, сервиса, на промышленных предприятиях.
При этом важная роль отводится, конечно, профориентации школьников, социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профобразования, которые получили специальность и готовы по ней работать.
Конечно, немало и сложностей. Мешает, к примеру, неурегулированность имущественных отношений, особенно когда речь идет о зданиях, в которых работают профессиональные образовательные учреждения, ориентирующиеся на потребности города, отстаивающие права подростков. Нередко от них стараются избавиться. Хотелось бы, чтобы предприятия, принимающие на работу наших выпускников, более активно участвовали в совершенствовании материально-технической базы учебных заведений, помогали повысить квалификацию инженерно-педагогического персонала училищ.
Немалые надежды связываем с развитием социального партнерства, в рамках которого предусматривается, в том числе, и организация производственной практики обучающихся, и стажировка мастеров производственного обучения на передовых предприятиях, внедряющих новейшие технологии.
|