Почти у трети (29%) крупнейших мировых компаний в составе совета директоров нет ни одной женщины, и больше половины (55%) не могут похвастать представителями национальных меньшинств среди топ-менеджеров. Таков вывод брюссельского центра BlueSteps при Международной ассоциации консультантов по подбору персонала высшего звена (AESC).
Исследователи опросили 357 старших руководителей компаний, большинство из которых — американские и британские, на пяти континентах (см. графики). 54% опрошенных заявили, что в их компаниях существуют правила, регламентирующие гендерный и национальный баланс служащих в компании. «Это на 5% меньше, чем три года назад», — говорит Питер Феликс, президент AESC, отмечая, что большинство компаний, строго следящих за полом и национальностью принимаемых работников, относятся к Северной Америке (61%) и Азиатско-Тихоокеанскому региону (50%), меньше об этом заботятся в Европе (54%).
По мнению Питера Феликса, подобные вопросы для мирового бизнеса далеко не праздные: в условиях быстрой глобализации рынков, привлекая представителей тех или иных гендерных и национальных групп, компании подтверждают лояльность клиентам, которые по сути являются зеркалом компании.
В России женщины — топ-менеджеры далеко не редкость. К примеру, в UC Rusal должность директора по персоналу занимает Виктория Петрова, в числе партнеров компании «Уралсиб» — Галина Мельникова, Марала Чарыева возглавляет ООО «Росинтер ресторантс». В ТНК-BP есть программа поддержки и развития лидерского потенциала сотрудниц, в рамках которой практикуется наставничество со стороны высшего руководства, обучение эффективным ролевым моделям.
«Однако в России программы, регламентирующие решение кадровых вопросов по гендерному признаку, чаще встречаются в компаниях с иностранным или смешанным капиталом, — говорит Павел Безручко, генеральный директор “Экопси консалтинг”. — К этому их обязывают стандарты работы, принятые в головных офисах. Примеров таких программ в российских компаниях я лично не знаю».
На взгляд Безручко, есть две причины, по которым компании в России могут стремиться к обязательному включению женщин в топ-команду (правление или совет директоров). Во-первых, квотировать число женщин в топ-менеджменте могут организации, заинтересованные в привлечении западных инвесторов. Таким способом они демонстрируют знание и соблюдение западных стандартов ведения бизнеса. Во-вторых, исследования показывают, что участие женщин в руководстве компанией способствует принятию более взвешенных управленческих решений.
«Что же до нацменьшинств, то мне лично эта проблема кажется для России несколько надуманной, — качает головой Безручко. — В нашей многонациональной стране трудно найти народы, которые можно было бы в полном смысле слова назвать нацменьшинствами. А значит, непонятно, с какой целью придерживаться лимитов набора кадров по национальному признаку. Для российского бизнеса это скорее экзотика».