Ситуации, когда сотрудники неожиданно оказываются в вынужденной изоляции, случаются сплошь и рядом. Например, в конце новогодних каникул из-за тумана в аэропорту болгарской столицы Софии застряло около 600 российских туристов. Почти все спешили на работу после каникул. Но вовремя так и не вышли. По той же причине — сильного тумана в Болгарии — на сутки были задержаны рейсы авиакомпании «Крас-эйр» из Франции, сообщало «РИА Новости»: за российскими туристами должны были лететь самолеты, вернувшиеся из Софии. Только 12-13 января было задержано около 40 рейсов в Россию и из нее.
А руководитель одного из сервисных отделов «Эльдорадо» в командировке на Украине потерял паспорт и потом целый месяц общался с руководством и вел переговоры с клиентами из киевского офиса компании. «Было очень неудобно, — признает Александр Баранов, руководитель службы обучения, развития и оценки. — Конечно, какие-то вопросы мы решали по телефону и через интернет, но всего таким образом не обсудишь». Заменять специалиста кем-то еще не стали — терпели.
Справка о тайфуне
Несвоевременный выход на работу по причине задержки рейса или других чрезвычайных обстоятельств чреват объяснениями с работодателем. Но трудовым законодательством такого рода ситуации прямо не регулируются, отмечает кандидат юридических наук, преподаватель международно-правового факультета МГИМО Наталья Петрыкина. По общей практике на время исключительных обстоятельств действие всех правовых соглашений приостанавливается, однако о возникшем форс-мажоре необходимо своевременно оповестить работодателя.
Как прогул такую ситуацию квалифицировать нельзя, успокаивают юристы, но работодатель вправе потребовать от сотрудника подробного отчета. В этом случае лучше сделать запрос в турфирму или авиакомпанию, а полученную справку приложить к объяснительной — если работник подтвердил форс-мажор, уволить или наложить на него взыскание нельзя. Единственное — компания может не захотеть оплачивать дни фактического отсутствия сотрудника и предложить ему оформить отпуск за свой счет, напоминает Петрыкина. Это противоречит духу, но не букве закона, поэтому вполне вероятно и в общем законно, считает она. А как поступают работодатели?
Кто оплатит пробки
На практике до серьезных конфликтов дело не доходит. Во всяком случае, когда из-за неблагоприятных погодных условий «Аэрофлот» отменил рейсы в Болгарию, по словам начальника пресс-службы компании Ирины Данненберг, с запросами для работодателей не обратился ни один пассажир.
«Недавно наш менеджер вынужден был задержаться в командировке на два дня из-за нелетной погоды, и компания отнеслась к этому с пониманием», — рассказывает PR-директор УК «Альфа-капитал» Дмитрий Назаркин. По его словам, сотруднику дистанционно оплатили гостиницу и пополнили счет на пластиковой карте.
«Сотрудница одной из московских гостиниц, будучи в командировке в Милане, попала в пробку и опоздала на самолет, — вспоминает гендиректор российского агентства деловых путешествий “Континент экспресс” Станислав Костяшкин. — Компания тут же направила нам запрос забронировать сотруднице билет на следующий рейс и заявление о том, что готова в этом случае принять новые расходы».
«В стабильно работающих компаниях форс-мажорные ситуации не должны вызывать вопросов», — считает гендиректор российского представительства в СНГ Oracle Борис Щербаков. Чтобы минимизировать риски, его компания старается не отправлять сотрудников в командировки чартерными рейсами и уже пять лет работает с компанией, которая специализируется на деловом туризме.
Без гарантий
«Даже мы, работая только с регулярными авиакомпаниями, никогда не даем 100%-ной гарантии», — говорит Костяшкин. Чтобы подстраховать клиентов в форс-мажорных ситуациях, «Континент экспресс» создал круглосуточную службу поддержки. «С ее помощью мы помогаем разрешить проблемную ситуацию — от изменения маршрута и даты вылета до восстановления утерянного билета», — поясняет Костяшкин. Он вспоминает, как однажды из далекого российского региона пришлось в срочном порядке вывозить топ-менеджеров крупной компании. Тогда агентство даже было вынуждено заказать чартерный рейс.
От форс-мажора никто не застрахован. Когда в январе 2006 г. ударили сильные морозы и Москва была парализована пробками, рядовые сотрудники и руководители оказались в одинаковой ситуации. Алексей Заревин, директор по продажам компании «Интерхозторг», рассказывает, что целая неделя тогда началась с отмены встреч, а в один из злосчастных дней на работу не приехал даже гендиректор. «Наш офис находится за МКАДом, от Ясенева до Каширского шоссе он ехал с 8.00 до 17.00, не выдержал и вернулся домой», — вспоминает Заревин.
Удаленный поневоле
Работодатели как один заявляют, что отсутствие по причине форс-мажора даже нескольких ключевых сотрудников никакой серьезной угрозы для бизнеса не представляет. В большинстве компаний применяются стандартные схемы: перенос встреч, разруливание ситуаций по телефону и работа в удаленном доступе, комментирует директор по персоналу компании «Консул» Алексей Андреев.
Например, дистанционно подключиться к рабочему серверу и проверять почту, обмениваться с коллегами сообщениями по внутренней сети и пользоваться документами с сетевых дисков могут в «Джии мани банке». «Если из-за форс-мажора кто-то не может выйти на работу, у него всегда есть возможность работать в аэропорту, в гостинице — где угодно», — говорит директор по внешним связям банка Екатерина Тутон.
Она рассказывает, как один сотрудник, будучи в отпуске, получил травму — работать пришлось дома. «Разумеется, есть вещи, которые решаются при личной встрече, но эффективность поневоле удаленной работы иногда даже выше — четко фокусируешься на поставленной задаче», — делится опытом пострадавший. За это время его трафик составил примерно три гигабайта, а общее время рабочих телефонных разговоров превысило 12 часов. На одном из конференц-звонков присутствовало пять человек, причем из них в офисе было только двое, улыбается он.