Юлия ИЗБЫШЕВА,
и.о. руководителя отдела персонала компании «Куппо» (г. Москва):
Двойное подчинение обычно возникает при совмещении деятельности сотрудника на двух должностях в одной компании, причем эти должности могут быть как в штатных расписаниях разных подразделений, так и в рамках одного отдела.
Первая ситуация характерна в основном для компаний с линейной организационной структурой. Специалисту предлагается так называемое «внутренне совмещение». Например, бухгалтеру, обладающему необходимыми дополнительными знаниями и навыками, может быть, предложено совмещать основную работу в своем подразделении с работой экономиста в финансово-учетном отделе.
Вторая ситуация больше свойственна компаниям с матричной структурой управления, когда для выполнения определенного проекта образуется рабочая группа, включающая в себя сотрудников разных отделов. При этом каждый сотрудник подчиняется одновременно и руководителю своего функционального подразделения, и руководителю проекта.
В каждой из таких ситуаций теряется принцип единоначалия, сотрудник попадает в двойное подчинение, которое может нести в себе как плюсы, так и минусы для каждой из сторон треугольника. Положительные для сотрудника стороны вполне понятны: расширение полномочий, дополнительный заработок, возможность реализоваться в новом виде деятельности. Обратная сторона медали, к сожалению, изначально бывает не так очевидна, поэтому нужно ясно представлять себе, чем она может быть чревата.
Самой распространенной проблемой двойного подчинения является несогласованность руководителей в постановке задач подчиненному. Нередко каждый из них стремится использовать работника в большей степени, чем коллега, искренне полагая, что именно его задачи являются для подчиненного приоритетными. Для того, чтобы справиться со всеми делами, щедро нагруженными на него с двух сторон, подчиненному зачастую приходится трудиться после окончания рабочего дня, выходить на работу в выходные. При этом компенсировать переработки ни один из начальников, как правило, не спешит.
Ситуацию может обострять банальная борьба двух руководителей за власть и авторитет среди подчиненных. Сотрудник в таком случае становится слугой двух господ, часто забывая, что при конфронтации двух руководителей ни в коем случае нельзя демонстративно становиться на сторону одного из них. Этим можно еще более усугубить конфликт и нажить себе врага в лице второго начальника. Гораздо правильнее будет держать нейтралитет.
Соглашаясь на двойное подчинение, следует заранее обсудить с руководством следующие моменты:
- Каковы будут ваши функциональные обязанности и зона ответственности в рамках каждого подразделения или вида выполняемых работ? Особое внимание следует уделить возможным ситуациям выполнения срочных и важных задач, поставленных сотруднику одновременно двумя руководителями.
- Как будет распределяться ваше рабочее время и ваши трудовые ресурсы относительно двух видов деятельности? Например, будете ли вы с утра до обеда выполнять один вид работы, подчиняясь одному начальнику, а после обеда – другой вид, подчиняясь второму руководителю, или же рабочее время будет распределяться по-другому. При этом необходимо помнить, что если на долю одного вида работы отводится больше рабочего времени, то и уровень его оплаты должен быть соответствующим.
- Кем и как именно будет начисляться компенсация, если период выполнения тех или иных задач не укладывается в рамки официального рабочего времени?
Вся эта информация должна быть отражена в положениях, регламентирующих вашу работу. Во избежание щекотливых ситуаций, наилучшим решением станет разработка своеобразного соглашения о взаимодействии сторон. Если все три стороны подписывают такой документ, то риск нарушения его любой из сторон, заметно снижается.
|