На российском рынке труда наблюдается повышенный интерес к сфере рекламы и маркетинга. При этом высокие темпы развития этого бизнеса в России являются причиной постоянного увеличения требований к профессионализму соискателей.
Сегодня реклама – один из самых динамично развивающихся секторов экономики России. В нем постоянно увеличивается спрос практически на всех специалистов с опытом работы, и в ближайшее время изменений этой тенденции не предвидится. Постепенно будут ужесточаться требования к уровню профессионализма и объему знаний потенциальных кандидатов. Виктория Яковлева, Coordination Director DDB, среди причин кадрового голода в сфере рекламы выделяет новые тенденции поведения специалистов на кадровом рынке:
- появление соискателей, ориентированных, прежде всего, на карьерное развитие и высокую зарплату;
- возникновение новых специальностей, в которых затруднена оценка стоимости труда (например, творческие профессии в рекламе);
- завышенные зарплатные ожидания кандидатов.
Постепенно будут ужесточаться требования к уровню профессионализма и объему знаний потенциальных кандидатов.
Для полноты картины к этому стоит добавить негативную демографическую ситуацию в нашей стране, высокие темпы роста рекламного рынка и недостаточную вузовскую подготовку специалистов для работы в сферах рекламы, маркетинга и PR.
Всего в октябре на сайте компании HeadHunter число размещенных соискателями резюме в области «Маркетинг/Реклама/PR» почти в два раза превысило количество опубликованных работодателями вакансий (23805 и 14280 соответственно). Причем практически в половине специализаций спрос на специалистов более чем в полтора раза ниже предложения. «В ближайшее десятилетие стабильно востребованными останутся креативщики. Численно их становится все больше, но настоящих профессионалов крайне мало», – рассказывает Игорь Кирикчи, директор по развитию группы BBDO Russia.
На первом месте по количеству размещенных в октябре резюме (3010) идет «PR/Маркетинговые коммуникации». Их число почти в три раза превысило спрос на кандидатов в этой специализации (1098). На втором месте – «Продвижение/Специальные мероприятия» (2163 и 1230 соответственно). Надо отметить, что в этой специализации работодатели разместили самое большее количество вакансий. На третьем – претенденты на должность руководителей проектов (2032 и 1061).
На управленческие позиции количество соискателей также примерно в два раза превышает спрос: «Арт директор» (338 резюме на 130 открытых вакансий), «Управление маркетингом» (1203 и 703), «Управление проектами» (2032 и 1061), причем зарплатные ожидания соискателей примерно на $200 превышают предложения работодателей. Такое же численное соотношение резюме и вакансий характерно и для молодых специалистов без опыта работы: «Начальный уровень/Мало опыта» (773 и 489 соответственно) и «Ассистент» (911 и 347). Это еще раз доказывает стремление молодых специалистов построить карьеру в сферах рекламы или маркетинга. Их зарплатные ожидания примерно совпадают с предложениями работодателей и находятся в пределах $800.
По данным исследований, около 70% специалистов, занятых в рекламной индустрии, хотели бы стать фрилансерами.
Однако в этой сфере есть специализации, где количество предложений работодателей превышает число кандидатов. Например, «Верстальщик» (244 и 158 соответственно), «Дизайнер» (548 и 493). В два раза больше требуется рекламных агентов (на 187 вакансий всего 78 резюме). Можно выделить две причины сложившейся ситуации. Во-первых, представители этих профессий могут иметь свободный график работы или трудится удаленно, поэтому, скорее всего, часть соискателей размещает свои резюме на сайтах по поиску работы с частичной занятостью. «Сегодня мы наблюдаем формирование креативного класса, ценностные установки которого явно содержат иные представления о собственном профессиональном и личностном развитии, чем это выражено в понятии "карьера". По данным исследований, около 70% специалистов, занятых в рекламной индустрии, хотели бы стать фрилансерами», – рассказывает Сергей Горлов, профессор, вице-президент российского отделения Международной рекламной ассоциации (IAA) по образованию и профессиональному развитию, научный руководитель Международного института рекламы. Во-вторых, эти специалисты получают не очень высокую заработную плату, хотя к качеству их работы предъявляются достаточно жесткие требования и им приходится трудиться в весьма напряженном ритме.
Материальное вознаграждение, которое готовы предложить работодатели сотрудникам сфера маркетинга, совпадает с уровнем ожидаемого дохода со стороны соискателей. Расхождения по некоторым специализациям составляют около $100–300.
По данным компании HeadHunter за октябрь 2007 года
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ |
Зарплата, предлагаемая работодателями, $ медиана |
Зарплатные ожидания соискателей, $ медиана |
Кол-во вакансий |
Кол-во резюме |
Below The Line (BTL) |
1500 |
1400 |
403 |
996 |
PR/Маркетинговые коммуникации |
1400 |
1420 |
1098 |
3010 |
Аналитик |
1300 |
1400 |
788 |
921 |
Арт директор |
1450 |
1600 |
130 |
338 |
Бренд-менеджмент |
1800 |
1600 |
616 |
1754 |
Верстальщик |
1100 |
1280 |
244 |
158 |
Дизайнер |
1200 |
1200 |
548 |
493 |
Интернет маркетинг |
1155 |
1450 |
336 |
219 |
Исследования рынка |
1380 |
1350 |
1015 |
1081 |
Консультант |
1050 |
1200 |
150 |
244 |
Копирайтер |
1200 |
1200 |
161 |
406 |
Менеджер по работе с клиентами |
1200 |
1200 |
1075 |
1522 |
Менеджмент продукта (Product manager) |
1750 |
1500 |
651 |
1003 |
Мерчендайзинг |
900 |
1000 |
269 |
182 |
Наружная реклама |
1080 |
1200 |
371 |
452 |
Начальный уровень/Мало опыта |
800 |
800 |
489 |
773 |
Печатная реклама |
1200 |
1290 |
508 |
535 |
Планирование/Размещение рекламы |
1250 |
1400 |
785 |
1252 |
Политический PR |
1775 |
1500 |
48 |
352 |
Продвижение/Специальные мероприятия |
1400 |
1500 |
1230 |
2163 |
Производство рекламы |
1250 |
1400 |
311 |
465 |
Радио реклама |
1375 |
1200 |
64 |
143 |
Рекламный агент |
1000 |
1000 |
187 |
78 |
Телевизионная реклама |
1600 |
1300 |
122 |
314 |
Торговый маркетинг (Trade marketing) |
1400 |
1500 |
570 |
805 |
Управление маркетингом |
1800 |
2000 |
703 |
1203 |
Управление проектами |
1600 |
1800 |
1061 |
2032 |
Ассистент |
840 |
840 |
347 |
911 |