Мой начальник - американец
Евгений Леоненко
Источник: Элитный персонал
В середине 80-х годов меня, впервые попавшего в здание ООН на Ист-ривер, поразили царившие там демократические порядки: в коридоре можно было запросто хлопнуть по плечу большого начальника - мол, здорово Джим (Поль,
В середине 80-х годов меня, впервые попавшего в здание ООН на Ист-ривер, поразили царившие там демократические порядки: в коридоре можно было запросто хлопнуть по плечу большого начальника - мол, здорово Джим (Поль, Энрико), как делишки, старина!…
Начальник-демократ обязательно улыбнется в ответ и, в свою очередь, поинтересуется, как поживает общий знакомый, или где вы умудрились купить такой роскошный галстук… …
Шел третий час моего первого в Нью-Йорке интервью с импозантным представителем кадровой службы Стивом Маккензи. В уютном офисе на 23 этаже я в который раз пересказывал голубоглазому англичанину несложную историю моей жизни: институт, работа за рубежом в торгпредстве, Академия внешней торговли, работа в аппарате министерства. Моя подробная анкета лежала на столе, сбоку от моего мучителя, но он делал вид, что мое повествование интересует его намного больше. Неожиданно в коридоре послышался громкий смех, дверь распахнулась и в комнату влетел невысокого роста, плотного телосложения господин. Хмурое лицо Маккензи расплылось в улыбке.
- Привет, Дэвид! Сколько лет, сколько зим! Как дела в неспокойной Индии?
- Да вот мне русского парня там не хватает, а ты его мурыжишь который час! У меня через четыре часа самолет на Дели. Ставь свою закорючку, я сам продолжу брифинг.
Через несколько минут мы спустились в кафетерий. Дэвид Рассел, региональный директор представительства ООН в Юго-Восточной Азии, был самым энергичным и шумным американцем, с которым меня сводила жизнь. До назначения в Индию он много лет работал по линии ООН в Латинской Америке. Пока мы сидели за столиком, Дэвид успел поздороваться с десятками людей, ответить на сотню приветствий и даже рассказать пару ядреных анекдотов коллегам за соседним столиком. Время от времени он с интересом поднимал на меня глаза, будто удивляясь моему присутствию.
- Евгений, ты действительно хочешь работать в развивающейся стране?
Мне и вправду хотелось работать в Индии, куда я много раз приезжал в командировки и где работали мои друзья. Кроме того, у меня уже был опыт работы в Африке.
Дэвид Рассел улетел в Индию, а мне еще предстояло выдержать несколько дней дотошного брифинга в двух департаментах, где специалисты объясняли мне премудрости социальной программы в сельских районах Индии. Все без исключения коллеги одобряли мое назначение к Дэвиду: его считали настоящим американцем, генератором идей, у которого есть чему поучиться.
Дэвид Рассел руководил большим офисом в Дели и десятью провинциальными представительствами, выполнявшими совместно с правительством Индии программы социального развития на десятки миллионов долларов в год. В его подчинении было около шестисот сотрудников, среди них 80 иностранцев (шведы, американцы, англичане, канадцы, итальянцы). Мои рабочие контакты с Дэвидом вовсе не были похожи на непринужденную беседу в нью-йоркском кафетерии. Четкие вопросы шефа требовали конкретных ответов. Никаких лишних слов и инициативных предложений. На еженедельных совещаниях Рассел был благодушен и приветлив, никаких выволочек проштрафившимся сотрудникам не устраивал, однако это не исключало нелицеприятного "разбора полетов" в кабинете шефа. Все совещания начинались с ироничного вступления или даже шуток. Тем не менее, деловая обстановка сохранялась всегда, чему способствовал четко выверенный регламент. Руководители секций выступали с краткими (до 7 минут) сообщениями по текущим делам. Затем следовали вопросы. В редких случаях Дэвид позволял себе резкие выражения в отношении партнеров из других ведомств.
Что касается организации работы офиса, годами отработанный механизм западного менеджмента явных сбоев не давал. Секретариат работал слаженно, используя современную оргтехнику и НОТ. Постоянно действовала связь со штаб-квартирой в Нью-Йорке и городами Юго-Восточной Азии. На столе у Дэвида Рассела уже в девять часов утра находилась вся информация о ситуации в стране, включая мониторинг телевизионных передач. И никакой суеты в офисе - даже во время визитов высокого начальства из ООН или обострения ситуации в Индии. Половина рабочего времени Дэвида уходила на установление контактов с местным руководством. Не проходило и дня, чтобы он не встречался с министрами и общественными деятелями. О результатах этих встреч он рассказывал нам на совещаниях.
Однажды Дэвид неожиданно вызвал меня к себе в кабинет и посетовал на трудности установления рабочих контактов с Монголией. Он два раза ездил в Улан-Батор, но никакого соглашения с правительством МНР добиться не смог.
- Стыдно признаться, Евгений, но даже в Индонезии, Бразилии и Перу все лучше получалось, а тут какая-то стена! В общем, собирайся и лети в близкую тебе по духу Монголию. Должен же я как-то использовать твое идеологическое влияние…
Мне повезло: к моменту моего приезда в Улан-Батор там уже начиналась своя перестройка, и мне не составило большого труда убедить партнеров в том, что ООН искренне хочет помочь Монголии в выполнении ряда социальных программ. Было подписано соглашение, и к радости обеих сторон в 1987 г. началось сотрудничество.
- Как тебе это удалось? - удивился Дэвид, когда я с гордостью сообщил ему о начале работ по программе.
- Я лишь использовал ваш метод - убеждать партнеров на примерах. У них там тоже перестройка…
Оказалось, что Дэвид Рассел вовсе не игнорирует инициативные предложения своих сотрудников, а просто не подает виду, что принимает их на веру. Независимо от отношений и личных привязанностей он всегда требовал результатов. Мне импонировали отличная память, жесткий стиль делового общения, независимость суждений и открытость моего американского шефа. По прошествии нескольких лет я снова встретился с ним в Латинской Америке и убедился, что его стиль и манеры не были защитной маской, скрывающей человеческие слабости. Сегодня Дэвид - почетный пенсионер ООН. Мне и по сей день доставляет удовольствие общаться с ним по Интернету.
Интересный урок он преподал мне в баре отеля "Уорд Оф Астория" в Нью-Йорке несколько лет назад.
- Пока вы там в России не научитесь собирать налоги и жить по средствам, ничего у вас не выйдет! - заявил Дэвид, потягивая виски.
- Да, мы еще не умеем собирать налоги. Нам это в новинку! - пытался защищаться я.
- Все-то у вас в новинку, дядя! -упрекнул меня Дэвид и подозвал к нашему столику пожилого официанта. - Фрэнки, старина, помоги мне убедить этого упрямого парня из России в неотвратимости уплаты налогов.
Через минуту смущенный Фрэнки стоял около меня с карточкой налогового управления Нью-Йорка. На ней черным по белому было написано, что официант Фрэнк Джеймс Стюарт обязан уплатить налоги с…чаевых.
Я до сих пор храню эту карточку как напутствие Дэвида Рассела.
Евгений ЛЕОНЕНКО
|