Прививка от токсичных эмоций
Ирина Касимова
Источник:
«Стресс - неизбежный спутник работы в любой организации, - утверждает Питер Фрост, и с этим утверждением трудно не согласиться. - Но он становится разрушительным только тогда, когда окружающие отвечают на него отрицательными эмоциями, а не пытаются его снять. Эмоциональное напряжение - неотъемлемый элемент жизни любой организации, именно реакция на него людей определяет, обретет ли оно злокачественную форму или, наоборот, подстегнет творческую энергию коллектива».
Питер Дж. Фрост. «Преодоление токсических эмоций». - «Вершина», 2008.
Что же служит источником разрушительного эмоционального напряжения? Им может стать агрессивный, некомпетентный коллега, грубый клиент, неоправданно строгий дресс-код, слежка за сотрудниками - контроль над почтой или доступом в интернет, а также вызванная зависимостью от новых технологий, так называемая, «цифровая депрессия или компьютерная ярость». При этом провод, оторванный от «мыши», или разбитый о стену ноутбук - это всего лишь материальные последствия стрессов. Куда важнее вред, который постоянные «токсические эмоции» наносят здоровью людей - от снижения самооценки и депрессии до инфаркта и рака.
Однако чаще всего, по мнению автора, источником «токсических эмоций» служат руководители. «В некоторых организациях <их> вызывающее и оскорбительное поведение остается совершенно незамеченным и неконтролируемым», - отмечает Питер Фрост. Причем создавать продолжительные стрессовые ситуации может не только босс-самодур, регулярно «срывающийся» на подчиненных, но и харизматичный лидер. «Харизма и напор руководителя заставляют сотрудников работать с максимальным напряжением, забывая о здоровье и личных делах, и они понимают это только тогда, когда наступает провал или харизматичный лидер уходит. Но зачастую в этот момент уже поздно что-либо исправлять», - пишет Питер Фрост и, подробно разбирая поведение и ошибки топ-менеджеров, предлагает способы выхода из, казалось бы, неразрешимых ситуаций.
Питер Фрост не только детально рассматривает причины возникновения отрицательных эмоций и их тлетворное влияние сотрудников и на компанию в целом. Он предлагает читателям способы управления эмоциональной атмосферой в коллективе. Часто, отмечает автор, любая стрессовая или конфликтная ситуация в офисе разрешается как бы «сама собой» за счет незаметной и недооцененной работы «чистильщиков» или «целителей» - людей, способных путем сочувствия и сопереживания, да и просто готовых выслушать, снять напряженность и оздоровить рабочую атмосферу, вернуть таким образом коллегам возможность вновь сосредоточиться на работе.
«Эти люди работают на самых разных уровнях организации. Так, например, секретари нередко играют роль «жилеток», в которые могут поплакаться коллеги. Они также известны своей способностью «перепаковывать» обстоятельства, беспокоящие коллег, и передавать их на рассмотрение руководства, давая топ-менеджерам видение ситуации изнутри и возможность действовать на основании данных, которые сотрудники предпочитают не предавать огласке», - отмечает автор.
В работе «чистильщика» есть свои привлекательные стороны, иначе люди бы не брались за нее по доброй воле. Они получают удовлетворение от самого факта своей работы, а не от признания своих заслуг свыше. Но эти люди, помогая другим, сами попадают под разрушительное влияние стресса и отрицательных эмоций. К тому же, они часто страдают от чувства вины, поскольку тратят рабочее время на «не производственную» деятельность и поэтому часто вынуждены работать сверхурочно. Питер Фрост, отдавая должное работе «целителей», уделяет особое внимание способам сохранения их физического и психического здоровья, а значит, и способности помогать коллегам.
Как бы нам ни хотелось, эмоции невозможно оставить за дверью офиса, считает Питер Фрост. Чувства сотрудников и их настроение нужно принимать в расчет. Пренебрежительное отношение только отрицательно сказывается на ситуации в коллективе и ведет к потере энтузиазма и лояльности. «В наше время конкурентное преимущество получают те компании, которые способны поставить себе на службу не только интеллектуальный, но и эмоциональный потенциал своего персонала», - пишет автор, и предлагает читателям эффективную систему снятия эмоционального напряжения, с которой вы можете ознакомиться, прочитав главу «Сопереживающая организация».
|