Как-то мне довелось вести переговоры с руководителем одного крохотного регионального банка. Прежде чем я попал в его кабинет, охранники с автоматами наперевес пропустили меня через рентгеновское оборудование, тщательно обыскали, отсканировали паспорт. На выходе меня ждала та же процедура. Несмотря на весь внешний антураж, сделка в итоге все равно не состоялась: менеджер не имел достаточных полномочий в принятии решений, да и попросту был некомпетентен. Я тогда подумал: чем больше руководитель закрыт от внешнего мира, тем серьезнее это вредит его бизнесу.
Менеджеров, которые намеренно изолируют себя от внешнего мира — партнеров, клиентов, собственных подчиненных, — больше, чем может показаться. Они закрываются в «коробке» за пятью дверями, выставляют кордоны из секретарей и охранников, записываться к ним на прием надо за полгода, дозвониться практически нереально. В большинстве случаев они таким способом пытаются скрыть свою некомпетентность. Чем меньше до них доходит информации, тем меньше решений им приходится принимать. И следовательно, тем больше они отстают от рынка.
Настоящий лидер всегда охотно идет на контакт. Лично я открыт для общения. Мой график — а до полуночи я, как правило, работаю с сотрудниками и клиентами — есть в открытом доступе для всех подчиненных. Это нормально: в нашей корпоративной культуре руководитель — просто сотрудник, наделенный бóльшими полномочиями и ответственностью. В свою очередь, мне доступность вышестоящего руководителя не раз позволяла заключать серьезные сделки. Когда потенциальному клиенту на тендере нужно было скорректировать предложение и он спрашивал, сколько времени понадобится на согласование, конкуренты хором отвечали: неделя, две. Я же парировал: 15 минут. После чего звонил одному из двух глобальных руководителей компании, отвечающему за регион, к которому относится Россия. Лидер круглые сутки на мобильном телефоне, он всегда открыт для клиентов. Если я как клиент звоню в компанию и мне говорят, что нужный человек занят, первое, что я делаю, — расторгаю с ними контракт. У кого-то в рабочее время есть более важное занятие, чем клиент? Что ж, мне не нужны такие партнеры.
Конечно, без элементарного «спам-фильтра» в виде секретаря или помощника не обойтись. Не стоит перегружать себя ответами на звонки с предложениями купить утюг или сделать инвестиции в марсианские перевозки. Но этим, пожалуй, исчерпывается перечень тем, которых я избегаю. Кстати, о секретарях. Я их называю специалистами по управлению начальниками. В чьих интересах — не всегда понятно. У нас в компании эту функцию выполняет координатор. В отличие от секретаря, который действует по принципу «Иванов принес шоколадку — значит, пойдет к боссу первым», координатор делает продуктивную работу. Перед глазами у него четкие правила, согласно которым он распределяет нагрузку, чтобы руководитель успел сделать как можно больше. Такой человек знает регламент встреч и обычно отдает приоритет клиентам и прессе.
Предвижу возражения: у вас компания размером с General Motors, босс слишком занят решением крупных задач, чтобы отвлекаться по пустякам. Все это отговорки. У большой компании должно быть больше лидеров. И все они могут быть доступными в результате эффективного распределения своего рабочего времени. Когда кто-то планирует внутреннюю встречу, я всегда прошу подсчитать цену вопроса и, уже исходя из этого, отвести время на обсуждение. В итоге то, на что раньше требовались часы, теперь отнимает считаные минуты. Если у человека небольшая проблема, это не значит, что он должен с ней ходить годами. Ему нужно уделить несколько минут и быстро принять решение — только и всего.