То ли были, то ли нет
Респондентам предложили обширный список вопросов. Среди прочего спрашивали, состояли ли они в общественных организациях (пионерских или комсомольских, партийных или профсоюзных, комитетах ДОСААФ или обществах филателистов) и какую роль в них играли.
Две эти группы вопросов не следовали одна за другой. Когда разговор заходил о роли и статусе, вопрос об участии дублировался. Примерно так: какую роль вы играли в комсомольской организации (руководил комитетом комсомола города, района, школы, был рядовым членом, не состоял)? Такое расположение вопросов помогло выявить не только тех, кто рано проявил лидерские качества, но и еще одну очень интересную категорию респондентов: тех, чьи ответы оказались несводимы: на вопрос о членстве они ответили положительно, на вопрос о роли и статусе — отрицательно.
В результате социологам частично удалось прояснить, как прошлое участие в жизни общественных организаций влияет на нынешний уровень дохода и социальный статус. Выяснилось, что «рядовые комсомольцы» не получили практически ничего. Выиграли те, кто стремился проявить себя еще в школе, говорит Дымшиц. Треть из тех, кто указал свой социальный статус как «предприниматель», и чуть меньше трети «топ-менеджеров» занимали руководящие посты начиная с пионерской организации. Их нынешние доходы в 4-5 раз выше среднего по выборке.
Источники побед
Участие молодых людей в общественных организациях автоматически означает претензию на масштаб — так объясняет этот результат Дымшиц. Активные люди хотели проявить себя в рамках более широких, чем семья или класс.
Управляющему партнеру хедхантинговой компании Board Solutions Александру Иконникову комсомольский опыт помог более профессионально подходить к отношениям с людьми. Первые уроки лидерства он получил еще в обычной средней школе в сибирском городке Нефтеюганске, где в 1987-1988 гг. был заместителем секретаря комсомольской организации школы. «Мы принимали в комсомол сверстников и друзей и думали, что это решение может повлиять на их последующую судьбу. Хотелось принять всех, — говорит Иконников. — Но были и формальные требования, например к знанию устава организации. Играть приходилось по правилам».
Да и вообще, отмечает он, опыт принятия любых решений очень полезен в жизни и работе. Ситуации в Ассоциации по защите прав инвесторов, которую с 1999 по 2004 г. возглавлял Иконников, во многом походили на те, что случались в школьной комсомольской организации. Мнения расходились, кому-то приходилось принимать решение, а значит, нести ответственность за последствия. Однако только так можно накопить опыт и превратить его в навык, подчеркивает Иконников. Теперь этот навык Иконников реализует не только в собственной хедхантинговой компании, но и в советах директоров «Балтики», Национального депозитарного центра, East Capital Explorer и в Ассоциации независимых директоров.
Не только экстраверты
Бывшие партнеры юридической компании Beiten Burkhardt Флориан Шнайдер и Роман Козлов не относят себя к экстравертам. С тем, что качества экстраверта проявляются очень рано, они не спорят. Однако Шнайдер утверждает, что ни в школе, ни в университете ни в каких общественных организациях не участвовал, а первый управленческий опыт получил, лишь когда стал партнером юридической фирмы. Козлов признается, что никогда не хотел быть публичным деятелем, иначе стал бы реализовывать себя совсем в другой сфере. У партнера юридической фирмы может быть максимум 10 подчиненных, говорит он. Тот же, кто хочет работать гендиректором завода, должен быть всегда готов выйти на митинг. Зато в лидерских качествах Козлову и Шнайдеру не откажешь. Когда в ноябре 2007 г. они решили сменить место работы и перейти в международную юридическую компанию Salans, за ними последовали еще восемь сотрудников подразделения недвижимости Beiten Burkhardt, которое они возглавляли.
«Мы работаем с состоявшимися людьми», — рассказывает партнер компании по подбору руководящих кадров Go-Getter Борис Артюшин. Поэтому так глубоко (чем кандидаты занимались в средней школе) обычно не заглядывают. Но зато довольно часто обращают внимание, насколько люди активны в социальной сфере. Ведь одна из задач топ-менеджеров — коммуникации, расширение сферы контактов — своих и своей компании. Люди, которые умеют решать эту задачу, востребованы на рынке. Именно таких руководителей ищут наши клиенты, говорит Артюшин.
Знают, что делают
Если верить исследованию Дымшица, в число проигравших попали те, кто дал противоречивые ответы на вопрос об участии в общественной деятельности. Их Дымшиц называет людьми с высоким уровнем конформности (стремятся быть как все), но низким уровнем самоидентификации (не понимают, зачем им это нужно). Их нынешний уровень дохода на треть ниже среднего по выборке.
Возможно, единственное, что объединяет успешных людей, утверждает Дымшиц, это то, что они точно знают, зачем каждый день приходят на работу. И если даже у них что-то не получается, это не вредит общему ощущению осмысленности собственной деятельности, отмечает он. Такие люди не жалуются на начальство и не противопоставляют себя руководству. Для них каждая работа — осознанный выбор. Если уж они оказались в организации, то считают ее своей. Настоящий лидер — это тот, кто умеет использовать систему для достижения собственных целей, утверждает Дымшиц.
А вот с этими выводами соглашаются далеко не все эксперты. Чтобы любой проект по-настоящему реализовался, должно совпасть множество факторов, говорит Артюшин. Один из его клиентов 10 лет развивал коммерческий банк и даже не думал, что когда-либо станет успешным девелопером. Однако это произошло. Отчасти случайно, отчасти потому, что банкир не упускал открывавшихся перед ним возможностей, говорит Артюшин. Но в планах ничего подобного у банкира точно не было.