Обзор зарплат водителей
Наталья Полетаева
Источник:
Зарплаты водителей растут в среднем на 2—3 тысячи рублей в год. В 2007 особенно повезло водителям-экспедиторам и водителям большегрузных машин. По сравнению с последним полугодием 2006 года их доходы увеличились на 30%. Однако самыми высокооплачиваемыми по-прежнему остаются персональные водители и таксисты.
В 2007 году ощутимо подросли зарплаты водителей-экспедиторов. По данным КЦ «Эталон», в конце прошлого года 26 % работодателей платили водителям-экспедиторам до 20 000 рублей, а сегодня столько предлагают лишь 14%. Зато 52 % работодателей сулят им от 20 000 до 25 000 рублей. Труд водителей большегрузных машин также оценили: по сравнению с последним полугодием 2006 года зарплаты увеличились на 30%. Водитель погрузчика сегодня зарабатывает в среднем 28 672 руб, констатирует агентство Avanta Personnel.
И все-таки эти суммы далеко не полностью совпадают с зарплатными ожиданиями водителей. Компенсировать разрыв между «хочу» и «могу» многие работодатели пытаются с помощью систем соцобеспечения: гарантируют работникам питание и автомобиль в теплом гараже, иногородним — общежитие. Работодателю и соискателю удается найти компромисс, и не последнюю роль в этом играет конкуренция, которая в среде водителей довольно острая.
Что влияет на зарплату водителя
|
|
Клиенты
Зарплата VIP-таксиста начинается от 35 000 рублей
|
Добрый статусный клиент — мечта персональных водителей и таксистов. «Клиент может отблагодарить водителя сверх положенной суммы. Но бывали случаи, когда пьяные клиенты заявляли, что у них нет денег, чтобы заплатить за поездку», — поделились в службе «Новое желтое такси». Там нам рассказали, что доход таксистов, развозящих VIP-клиентов, в среднем на 10 000 выше, чем тех, кто работает с «обывателями». К примеру, в VIP-службе «Важная персона» зарплатный минимум водителя — 35 000 рублей в месяц.
Еще лучше с щедрой рукой богатых шефов знакомы «персональщики». Их оклады самые высокие в отрасли — 35 000—120 000 рублей в месяц в зависимости от того, кого они возят, — руководителя-«середнячка» или президента крупной компании. А генеральному директору ЧОП «Аргумент» Павлу Худякову даже известны случаи, когда благодарные клиенты дарили своим персональным водителям-телохранителям машины.
|
Наличие собственного автомобиля
За собственную иномарку добавят
10 000—20 000 рублей
|
Чаще всего на личном транспорте приходится работать семейным водителям. Диана Дивьер, менеджер по работе с клиентами агентства «Домели» рассказала, что в данном случае зарплата увеличивается в зависимости от машины. «Если водитель работает на собственном автомобиле российского производства, к зарплате добавится 5000—10 000 рублей. Зарплата владельца иномарки (эконом-, бизнес-, представительского класса) увеличится на 10 000—20 000 и составит 45 000—60000 рублей».
Персонального водителя чаще всего нанимают на авто заказчика. «Свой автомобиль ему может понадобиться, к примеру, для того, чтобы вернуться домой, если он ночью отвез шефа на Рублево-Успенское шоссе», — говорит Александр Арацкий, консультант кадрового агентства Триза Exclusive.
|
Дальность поездок
Дальнобойщики-«международники» оставляют часть зарплаты на границе
|
Таксисты «Нового желтого такси» обходятся клиенту в 22 рубля за километр. 480 рублей стоит час, 7 рублей — минута простоя на светофорах и в пробках. «Сегодня выручка может составить 500 рублей, завтра полторы тысячи, а послезавтра 5000. В месяц набегает 25 000 и выше», — сказали в отделе по работе с персоналом службы «Новое желтое такси».
Стоимость водителя городского автобуса-«гармошки» в Москве — 79 рублей в час, водителя обычного автобуса — 72 рубля. По словам Ольги Байковой, начальника отдела кадров филиала второго автобусного парка ГУП «Мосгортранс» в месяц «общественный» водитель может заработать 20 000—35 000 рублей, если нет жалоб пассажиров и дисциплинарных взысканий (к примеру, за то, что сел за руль с похмелья).
Самый тяжелый хлеб у дальнобойщиков. «Чтобы заработать 35 000—40 000 рублей в месяц, водителю нужно сделать 4—5 поездок в среднем по 2000 км в обе стороны. В сумме — 20 000 км в месяц», — рассказал Александр Котов, председатель Межрегионального профсоюза водителей. По его словам, доход водителя, занимающегося международными перевозками, ненамного выше. Из зарплаты «международника» работодатель вычтет сумму, которую тот отдаст, чтобы фура не застряла на таможне. Вынужденный простой на границе — 4—5 дней — не оплачивается. |
Образование
Водители с техническим образованием ценятся на 3 000–7 000 рублей выше
|
Работодатели с предубеждением относятся к водителям, имеющим университетские дипломы. Подразумевается, что «водительство» для них – это временный этап. Лучше, когда соискатель окончил ПТУ, отслужил в армии и сразу сел за баранку. «Хотя я находил работу «персональщика» и для тех, у кого за плечами — ВГИК», — вспоминает Александр Арацкий.
Водителю, имеющему техническое образование и умеющему ремонтировать авто, могут предложить зарплату на 3000—7000 рублей выше, чем его «гуманитарному» коллеге, сказали в агентстве «Кристмас». Персональному водителю, а тем более кандидату на должность водителя-охранника, лучше запастись свидетельством об окончании курсов спецвождения. По словам Павла Худякова, их можно пройти, например, в школах подготовки телохранителей. Особым авторитетом пользуются школы, где преподают бывшие сотрудники 9-го управления КГБ, которые охраняли руководство СССР.
|
Компания
Незарегистрированные работодатели часто «кидают
|
Работодатели, которые берут водителей на временную работу, часто поступают с ними не самым честным образом. Весьма популярно это в организациях, которые занимаются грузоперевозками на дальние расстояния. По словам Котова, 80 % таких фирм работают нелегально, 90 % из них рассчитываются черным налом, а некоторые не платят совсем. Водители бесправны, поскольку трудовой договор такие работодатели не составляют. «У меня сейчас сидит парень, которому не заплатили за поездку из Питера в Москву», — поделился Котов. —16 часов за рулем плюс солярка за собственные деньги».
Несколько легче жить дальнобойщикам — частным предпринимателям. Они зарабатывают до 80 000 рублей в месяц.
|
Дополнительные обязанности
Зарплата водителя-охранника после испытательного срока может увеличиться вдвое |
Водители «с лицензией», которые позиционируют себя в качестве водителей-охранников, у работодателей непопулярны, считает старший консультант Триза Exclusive Герман Скворцов. Толк может быть лишь от тех, которых предоставляют фирмы, специализирующихся на охранной деятельности.
Павел Худяков, руководящий такой компанией, рассказал, что водитель и охранник в одном лице стоит 30 000 рублей на испытательный срок, потом зарплата может вырасти вдвое. «Водители-телохранители стоят еще дороже. Они ездят в паре, ограждая машину клиента от постороннего транспорта. Должны уметь держать дистанцию, а в случае опасности добиться того, чтобы машина с клиентом смогла уйти».
Среди «универсалов» хорошо платят водителям-экспедиторам. Уровень оплаты определяется, во-первых, типом автомобиля (поездки на грузовой машине стоят дороже, чем на легковой). Во-вторых, характером груза (перевозка ценных грузов оплачивается выше). Доход дальнобойщиков экспедиция и охрана груза не увеличивает. Семейный водитель по определению на все руки дока, плата за универсальность составляет 40% от всей зарплаты. |
Как найти работу водителя
|
|
21 ноября на Работе.ру
7390 вакансий водителя
|
Водителям, которые специализируются на грузоперевозках по России, стоит заглядывать на спецсайты: ati.su и perevozki.ru, советует Наталия Кондратьева, консультант по подбору персонала кадрового центра «Эталон». Много вакансий в газетах: «Работа и зарплата», «Работа для вас», «Из рук в руки». Персональные и семейные водители, в трудоустройстве которых большую роль играют рекомендации, часто находят работу по знакомству.
|
|