Увольнение: кому и как о нем рассказать
Родион Чепалов
Источник: Вакансия от "А" до "Я"
Кажется, что уволиться – это проще простого. Написал заявление, через две недели забрал трудовую книжку – и да здравствует свобода. Однако рассуждать так может только бессемейный и социально неадаптированный индивидуум, не заботящийся о завтрашнем дне. Ответственный человек должен так обставить свое увольнение, чтобы не создать неприятных проблем ни коллегам, ни руководству, ни себе самому.
Прощальное письмо
Если у вас была офисная работа, и вы вели переписку с клиентами, партнерами, ваше внезапное, без объяснения причин исчезновение наверняка станет для них неприятной новостью. Стоит ли их так травмировать? Ведь дружеские отношения с клиентами, партнерами наверняка пригодятся вам на новой работе. Так что лучше написать и разослать им письмо примерно следующего содержания:
«Дорогие друзья, коллеги! Хочу предупредить, что с … (точная дата вашего увольнения) я официально покидаю … (название фирмы), где в качестве …(название должности) выполнял … (краткое обозначение ваших обязанностей), и перехожу в… (место новой работы) на должность …(название).
В фирме … (название компании, из которой вы увольняетесь) мои обязанности теперь будет выполнять … (имя, фамилия). Его координаты …
Благодарю всех за работу и надеюсь на сотрудничество в дальнейшем».
Такое письмо, безусловно, поднимет ваш имидж на небывалую высоту, поскольку у тех, кто его получит, оно вызовет ощущение:
– что вы – цивилизованный человек;
– что на вас можно положиться;
– что вы заботитесь о своих партнерах лично, независимо от того, работаете в фирме или нет;
– что выгнать такого работника немыслимо, потерять – большая неприятность, а вашему бывшему руководству явно недостает дальновидности, раз оно упустило такого ценного кадра.
Прощальный ужин
Вы вольны решать, как прощаться с сослуживцами: сделать это тихо и незаметно или устроить некий праздник для коллег с совместной трапезой. Возможно, вам не захочется сорить деньгами, тем более, что еще неизвестно, как пойдут у вас дела на новом месте и сколько именно вы там будете зарабатывать. Однако, прежде чем принять окончательное решение, подумайте о том, что:
– за едой люди больше сближаются;
– подобная встреча наверняка оставит у ваших коллег добрые воспоминания – и это принесет вам пользу, если вы вдруг решите вернуться на прежнее место работы или встретитесь со своими знакомыми на каком-то новом поприще.
Допустим, вы готовы не мелочиться и организовать прощальную пирушку для коллег. Но есть тут один щекотливый момент: за таким столом непременно заговорят о вашем увольнении, о причинах, его вызвавших, а вам, возможно, не очень-то приятно объяснять, в чем дело. Например, начальник недоволен вами или вы недовольны условиями труда – и говорить об этом с другими сотрудниками совершенно не хотите.
На такой случай нужно отрепетировать веселое и одновременно загадочное выражение лица и дипломатичную фразу типа: «Да, всякое бывает…» («Ну, так получилось…», «Это – сложный вопрос…», «Об этом коротко не расскажешь…» и т. п.). А затем переведите разговор на нейтральную тему.
Как выклянчить рекомендацию
Если вы смелый, расчетливый, уверенный в себе человек, то для вас не составит большого труда попросить у вашего начальника рекомендации при увольнении. Однако обстоятельства могут сложиться так, что сделать это будет непросто. Например, начальник может быть обижен на вас, расстроен, что вы уходите в неподходящий момент, может считать вас не самым лучшим работником. Что можно сделать в подобной ситуации?
1. Вы можете сказать все как есть: «Возможно, вы не очень довольны моим уходом, но я постараюсь сделать все, чтобы он оказался как можно более безболезненным для фирмы: закончу все дела, передам их, объясню все сотруднику, который будет работать на моем месте. А вас я прошу дать мне рекомендации, которые помогут мне в дальнейшем при трудоустройстве».
2. Начальник может предложить вам самому написать рекомендацию, а он ее только подпишет. Но это может стать для вас непростой задачей: хвалить себя – неудобно, да и объективность такой характеристики невысока. Однако рекомендация вам нужна – и деваться некуда. В этом случае:
– посмотрите образцы рекомендаций;
– вспомните, какими результатами своей работы вы можете похвастаться;
– попросите своих коллег вспомнить, чем именно, по их мнению, вам стоит гордиться;
– попросите секретаря или кадровика написать вам рекомендацию;
– принесите ее вашему начальству и попросите его дополнить ее, а при отсутствии возражений – подписать.
Объяснения с родственниками
Ваши родственники, близкие люди могут быть недовольны вашим увольнением. Причинами, вызывающими их беспокойство, могут быть:
1. Уменьшение доходов семьи.
В этом случае приготовьтесь сказать, что сокращение доходов можно компенсировать секвестрованием расходов (и что вы готовы начать с себя). Или что нехватка денег – временное явление.
2. Вы перестанете развиваться, расти в карьере.
Тут родственникам тоже придется объяснить все подробно. Например, что вы собираетесь расти, но в другой фирме. Или что вы предпочли карьерному росту личностный.
3. Вы станете бездельником.
Тут, конечно, нужно напомнить родственникам, что вы сами отвечаете за свою жизнь и что распланировали ее таким образом, что увольнение не может нарушить ваших глобальных планов.
|