Российские автодилеры одновременно жалуются на острую нехватку кадров и рассчитывают на стремительный рост. Пока аналитики склонны им верить
Если верить крупным российским автодилерам и рекрутерам, дефицит персонала становится серьезным сдерживающим фактором российского автомобильного рынка. Известны случаи, когда крупные дилеры были не в состоянии начать эксплуатацию уже построенных объектов, потому что не могли найти достаточного числа технических специалистов, рассказывает Татьяна Григорьева, генеральный директор кадрового агентства «Автокадр».
Всего лишь год назад в это агентство приходило по 12 автомехаников в неделю, продолжает она: «Мы давали им технические тесты и самых сильных отправляли клиентам. Сейчас хорошо, если в неделю приходит один, а от тестирования нам вообще пришлось отказаться». Большинство механиков обращается к дилерам напрямую — они уверены, что найдут работу, и не испытывают потребности в общении с рекрутерами, говорит Григорьева.
Рынок пуст
Поиск готовых специалистов на рынке не выход, соглашается руководитель отдела подбора персонала группы компаний «Независимость» Екатерина Силина. «Если менеджеров по продажам запчастей, оборудования и услуг страхования найти пока еще можно: человека, имеющего опыт продаж, можно быстро переучить, то с другими специальностями все намного сложнее», — сокрушается она. Каждый день «Независимость» получает около 50 резюме на должность менеджера по продажам автомобилей, но необходимой квалификацией обладает едва ли каждый пятидесятый, говорит она.
Еще сложнее с техническими специалистами, продолжает Силина: хорошего электрика-диагноста, например, найти почти невозможно. Квалификация этих специалистов часто отстает от развития автотехники — технологии производителей меняются быстрее, чем они успевают их осваивать.
Поэтому на рынке подобных специалистов не много и дилеры просто стараются их не отпускать — как бы вы ни рекламировали вакансию, в день на нее откликаются один-два кандидата. «Три года назад с подбором не было никаких проблем — к нам стояли очереди из хороших специалистов с опытом работы в крупных компаниях», — добавляет Силина.
Рынок уже исчерпан, считает заместитель административного директора группы компаний «Автомир» Олег Вожаков. «Сейчас мы не можем обеспечить себя за счет готовых технических специалистов — мы вынуждены либо переманивать их, либо готовить с нуля», — говорит он. Подготовка одного механика второго разряда (это основной персонал сервисных центров) обходится работодателю в $1000.
В свободном обращении специалистов не осталось, качает головой директор по персоналу холдинга «Атлант-М» Руслан Тарусин. «Автодилеры предлагают специалистам примерно одинаковые условия труда, вот те и ходят из одной компании в другую», — отмечает он.
Планы неизменны
Удивительно, что ситуация на рынке никак не влияет на планы автодилеров и оценку перспектив этих компаний финансовыми аналитиками. К 2010 г. капитализация автомобильного холдинга «Атлант-М», работающего на территории России, Украины и Белоруссии, должна возрасти в пять раз и достичь $1 млрд. Для этого ему придется увеличить количество дилерских центров более чем в 10 раз (с 10 до 120) и нанять около 12 000 новых сотрудников. Половина из них придется на Россию. Не менее амбициозные планы у владельцев «Инком-авто» и Genser.
На московском автомобильном рынке в прошлом году было занято более 50 000 человек, подсчитали в «Автокадре». Потребность в персонале там же оценили в 7000 человек. Московские вузы и колледжи выпускают всего лишь около 1600 специалистов в год.
Казалось бы, кадровая проблема могла стать узким горлышком для автомобильной отрасли и оказать заметное влияние на ее перспективы. Но ничего подобного не происходит.
Дефицит персонала на инвестиционной привлекательности крупных российских автодилеров практически не сказывается, утверждает вице-президент банка «Траст» Алексей Темкин. Главными рисками инвестиционные аналитики считают возможность экономического шока, в результате которого потребитель перестанет покупать автомобили, или значительное усиление конкуренции, в которой тот или иной автодилер может потерять свои позиции, отмечает он.
Проблема нехватки кадров не учитывается аналитиками потому, что конкуренция на рынке невысока, соглашается Мария Сулима, аналитик банка «Зенит». Качество сервиса и уровень подготовки персонала будут иметь значение, лишь когда автодилерам придется вступать в схватку буквально за каждого клиента, отмечает она.
Малой кровью
Возможно, поэтому и сами автодилеры в решении кадровых проблем ограничиваются локальными мероприятиями. Специалистов надо готовить самостоятельно, говорит Тарусин. В «Атлант-М» работает Институт бизнес-технологий и управления проектами, занимающийся подготовкой как менеджеров среднего звена, так и продавцов и мастеров и механиков. Но обучение в нем проходит в среднем лишь 200 человек в год. «Атлант-М» развивает отношения с техническими вузами (МАМИ, МАДИ), рассказывает Тарусин. Но пока, по его словам, практику прошли 15 студентов, из которых трое остались работать в компании.
Удерживать уже работающих сотрудников холдингу «Атлант-М» должна помочь система бюджетирования персонала, рассказал Тарусин. Она позволяет планировать потребность в людях во времени и по регионам. Есть штатное расписание для типового автоцентра, и для каждой должности просчитано, за какое время нужно начинать искать специалиста, чтобы успеть к установленному сроку: директора центра — за полгода до открытия центра, руководителя отдела — за три месяца и т. д. Та же система позволит сотрудникам планировать свой карьерный рост — на специальном сайте они смогут посмотреть, какие вакансии в компании будут открываться в ближайшие три года, какой квалификацией нужно обладать, чтобы их занять, как оплачивается работа на этой позиции.