Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Качества творческой личности и карьерное продвижение


Валентин Петрушин
Источник: Elitarium.ru

Наблюдение: деревья зимой стоят, прогнув под снегом свои ветви. А те из них, которые не сумели быть гибкими, попросту сломались. Вывод: в трудной ситуации мы бываем вынуждены прогибаться под давлением обстоятельств, которые могут сломать нас, если мы будем слишком жесткими. Наблюдение: в шахматах большинство фигур передвигаются только по одной линии, а конь — через две клетки и вбок. Вывод: если в карьере закрывают прямой путь — ходи конем: из своей организации в другую на повышение через две ступени. Наблюдение: капли воды за долгое время пробили ложбину в камне. Вывод: небольшие, но упорные усилия в течение длительного срока приносят свои плоды.

Решая вопросы карьерного продвижения и принимаясь за то или иное дело, надо суметь учесть большое количество факторов:

  • насколько оно мне интересно;
  • как это дело может повлиять на мое будущее;
  • что будет, если я его сделаю плохо или откажусь от выполнения;
  • сколько я смогу получить за эту работу;
  • сколько за такую работу платят в другом месте;
  • каковы перспективы этой работы;
  • какие дополнительные возможности открывает данная должность;
  • с кем надо пообщаться, прежде чем браться за это дело? — и т.д.

Вот качества творческой личности, которые выявили американские психологи Э. Торренс и Л. Холл:

  • высокая способность к действиям, выходящим за рамки обычных явлений;
  • высокая способность к проникновению в нужды других;
  • способность внушать веру в свои силы партнеру по общению, проявлять сопереживание, интуицию, дружелюбие, оптимизм;
  • способность разрешать конфликты там, где они не имеют логического решения;
  • наличие чувства грядущего — яркое представление того, что будет.

Удачная карьера строится на правильных решениях. Алгоритм решения проблемы обычно разбивают на пять этапов:

  1. определение проблемы;
  2. нахождение и анализ альтернатив;
  3. выбор оптимального варианта;
  4. выполнение решения;
  5. оценка результатов и их коррекция.

На все вопросы в трудной ситуации сразу не ответишь. Если решать надо быстро, на помощь может прийти интуиция.

Творческое мышление всегда нешаблонно и отличается умением воспринимать обычные вещи необычным образом, увидеть парадоксально новое в ортодоксально старом. Если говорить образно, то шаблонное мышление — это поиск в одном и том же направлении, углубление одной и той же ямы. Нешаблонное — попытка копать яму в другом месте. Нежелание оставлять вскопанную наполовину яму объясняется отчасти тем, что жаль усилий, затраченных на ее создание. С другой стороны, люди могут находиться в тенетах обязательств перед социумом — необходимость идти по ранее выбранному пути.

По мысли психолога Э. Боно, существуют 4 основных принципа нешаблонного мышления:

  • осознание господствующих идей и способность отказаться от них;
  • поиски альтернативных подходов к проблеме;
  • высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления;
  • использование случая.

Знаменитый исследователь проблем менеджмента Генри Минцберг полагал, что при ведении бизнеса ко многим решениям не могут быть применены рациональные подходы, так как ситуации в нем часто бывают очень неопределенными. Поэтому в трудных случаях надо обращаться к внутреннему чувству — интуиции, то есть быстрому познанию чего-либо без всякого размышления.

Принципы обращения к интуиции, разработанные Г. Минцбергом, таковы:

  • для убеждения других и самого себя в правильности интуитивного решения надо в дальнейшем подкреплять его языком логики;
  • чем выше уровень иерархии, на котором принимается решение, тем больше требуется интуиции. На низких уровнях иерархии достаточно формальных правил и процедур;
  • интуиции требуется тем больше, чем больше нестабильности и неопределенности в ситуации.

Интуицию связывают с процессами мышления, которые осуществляются на бессознательном уровне. Для улучшения процессов мышления можно улучшить психические познавательные процессы — ощущения, восприятия, память, воображение и др.

Упражнения на развитие творческого мышления

Качества творческой личности и карьерное продвижениеДля развития творческих навыков и интуитивного мышления можно рекомендовать следующие задания и упражнения, построенные на основе работ американских психологов Гилфорда и Торренса.

Восприятие

Наблюдение 1. Деревья зимой стоят, прогнув под снегом свои ветви. А те из них, которые не сумели быть гибкими, попросту сломались. Вывод: в трудной ситуации мы бываем вынуждены прогибаться под давлением обстоятельств, которые могут сломать нас, если мы будем слишком жесткими.

Наблюдение 2. Капли воды за долгое время пробили ложбину в камне. Вывод: небольшие, но упорные усилия в течение длительного срока приносят свои плоды.

Наблюдение 3. В шахматах большинство фигур передвигаются только по одной линии. А как забавно ходит конь — через две клетки и вбок. Вывод: если в карьере тебе закрывают прямой путь — ходи конем — из своей организации в другую на повышение через две ступени.

Наблюдение 4. Антенна стоит на доме и улавливает сигналы далеких радиостанций, несущих полезную информацию. Капитан корабля, владеющий информацией о погоде, не будет отправляться в путь, зная о приближающемся шторме. Зная о грядущей непогоде, крестьянин постарается поскорее убрать урожай. Чуткий радиоприемник услышит многое из того, что не слышит наше невооруженное ухо. Вывод: вооружайся информацией. Полезно быть для самого себя и антенной, и чутким приемником, улавливающим то, что другие не слышат. Путь к этому — анализ прессы и слухов, случайно услышанных разговоров, беседы со знатоками и друзьями.

Тесты Гилфорда

1. Способность к генерированию идей. Написать как можно большее количество идей, связанных с данной темой. Например: работа на железной дороге, в больнице, на почте, в газете. Что надо делать для того, чтобы данная организация хорошо функционировала? Какие работы и должности должны быть введены?

Найти необычное применение обычного предмета — карандаша, кирпича, палки, веревки. Это задание можно использовать для оценки спонтанной гибкости на основе перехода из одного класса объектов в другой. Так, кирпич можно использовать в строительстве, но из него можно сделать пудру для посыпки дорожек в саду или чистить этой пудрой кухонную посуду. Заранее надо предупреждать об использовании предметов только в гуманных целях. Например:

  • газету можно читать, а можно...
  • соль можно добавлять в пищу, а можно...
  • в кастрюле можно варить суп, а можно...
  • удочкой можно ловить рыбу, а можно... и т. д.

2. Развитие ассоциативной беглости. Написать синонимы какого-нибудь слова. Например, синонимами слова «жесткий» будут — бессердечный, негибкий, суровый, холодный, твердый, крепкий, строгий, безжалостный, резкий.

3. Развитие беглости выражения. Сравнить одни объекты с другими. При этом, чем более они отдалены друг от друга, тем лучше. Например, мода подобна:

  • весне: она ветрена и непостоянна;
  • телеграфному столбу: таким образом одни люди сообщают другим сведения о своей привлекательности;
  • тяжелому танку: возьмет любое неприступное сердце или раздавит любой кошелек.

4. Развитие адаптивной гибкости (тест «Спички»). В наборе прилегающих друг к другу квадратов, составленных из спичек, надо забрать столько спичек, чтобы получилось определенное количество квадратов.

5. Развитие оригинальности (тест на название сюжетов). Придумать заглавие к короткому рассказу. Можно брать произведения, изучаемые по программе, или отдельные фрагменты из литературных повестей и романов. Учитывают только оригинальные названия, то есть такие, в которых имеется сдвиг, перенос понятий, которые приводят к необычным и новым идеям.

6. Развитие невербального интеллекта. Придумать простые символы к предметам или действиям, то есть символически выразить содержание темы: «Гнев», «Гордость», «Свобода», «Любовь», например, «Человек гуляет», «Самолет взлетает». Буквальное представление темы не принимается во внимание, например изображение гуляющего человека.

7. Развитие семантического видения. Придумать для символа (образа) род деятельности человека (профессию или работу), раскрывающий суть символа (образа). Например, светящаяся электрическая лампочка может символизировать профессию инженера-электрика. Другие варианты заданий — раскрытая книга, свеча, крест, камень.

Тесты Торренса

Согласно Торренсу, креативность — это чувствительность человека к проблемам, к пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии окружающей среды. Творческий человек определяет эти проблемы, ищет их решения, выдвигая предположения и гипотезы о возможных решениях, проверяет и опровергает некоторые из выдвинутых гипотез. Он пытается избежать общепринятых и очевидных решений и проверяет свои догадки, пока не найдет нужного решения. Вот несколько примеров:

  1. «Неполные фигуры». Даются фигуры из прямых или волнообразных линий. Предлагается их дополнить таким образом, чтобы получились различные предметы или рисунки, желательно необычные. После этого надо дать своему рисунку название.
  2. «Воображаемые небылицы». Задание — сочинить рассказ о поведении животного или человека с какими-либо особенностями. Например, о собаке, которая не лает; о человеке, который всегда плачет; о льве, который всегда смеется; об обезьяне, которая летает.

Варианты авторских творческих заданий, построенных на моделях Гилфорда и Торренса:

1. Пословицы. Одна команда сообщает одному из участников другой команды какую-либо пословицу. Этот участник изображает пословицу на доске с помощью рисунка, где каждое слово — отдельный символ. Его команда должна отгадать пословицу за 5 минут, задавая стоящему у доски вопросы, на которые он отвечает только словами «да» или «нет».

2. Ассоциации. Один из участников первой команды выходит из комнаты. В это время вторая команда загадывает простое слово. Затем игрок возвращается. Участники первой команды предлагают ему свои ассоциации с загаданным словом. Задача этого игрока — угадать за один круг заданное слово. Затем аналогичное задание предлагается второй команде.

3. Басни. Зачитывается не до конца малоизвестная басня в прозе. Командам дается по 10 минут для того, чтобы придумать три окончания басни — назидательную, юмористическую и печальную.

4. Перевоплощения в вещь. Один из участников теста получает указание от ведущего перевоплотиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее характер. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, как она живет, что чувствует.

5. Перевоплощения в животное. Ведущий задает вопрос, с каким животным участники теста могут сравнить себя и свою жизнь. Например, один из ответов — «Я как лошадь, все время пашу, чтобы другим было хорошо».

6. Анекдоты. Зачитывается первая часть анекдота. Надо придумать его окончание и затем сравнить его с оригиналом.

7. Последствия. Задание — описать последствия. Допустим, такие — что будет, если:

  • будет постоянно идти дождь;
  • люди перестанут умирать;
  • люди смогут жить под водой;
  • человек станет невидимым;
  • обезьяны тоже станут разумными существами;
  • Земля вдруг остановится.

8. Кружки и овалы. Это невербальный тест на выявления образной гибкости, беглости и оригинальности. Участникам предлагаются листы бумаги с 20 кругами и 20 овалами. Надо их дополнить, дорисовав различные предметы или образы, вызванные ассоциациями с этими кругами.

9. Расшифровка аббревиатур. Задание — расшифровать сокращенные названия министерств, вузов или же придумать предложения на четыре или пять произвольных букв. Например, МГУ — Молодежь губит учеба, или — Москва гудит ульем.

10. Эмоции и краски. Предлагается выразить различные эмоции — любовь, гнев, радость, сарказм, шутку и т. д. в рисунках в манере абстрактной живописи.

Автор -  действительный член Международной педагогической академии, доктор педагогических наук, профессор психологии Московского государственного педагогического университета, заведующий кафедрой психологии творчества Краснодарского государственного университета культуры и искусства.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru