В условиях резкой нехватки квалифицированных кадров автомобильные компании стараются сами "выращивать" профессионалов. Представители многих техцентров свидетельствуют, что им проще вложить силы и средства в обучение специалистов, чем найти уже готовых. Работодателю выгодно развивать карьеру своих сотрудников в рамках компании, поэтому на открывающиеся позиции они предпочитают выдвигать своих же работников, а не искать их на стороне, и это еще одна причина того, что вакансии зачастую не попадают в "открытый" доступ.
Сегодня одним из рынков, демонстрирующих неуклонный рост, является автомобильный. По прогнозам экспертов, уже через 3 года Россия станет первой европейской державой по продажам машин, а объем продаж иномарок удвоится. Но параллельно со стремительным развитием автомобильного бизнеса все отчетливей заметна ситуация кадрового голода в этой сфере. Причем, как и для российской экономики в целом, здесь также характерен дефицит квалифицированных специалистов. Попробуем на примере статистики HeadHunter проследить наиболее яркие тенденции в автомобильной отрасли.
Общее число открытых позиций в прошлом месяце составило 1706, что почти в 2 раза меньше количества поступивших резюме (3085). Интересно, что аналогичное положение наблюдается и по всем специализациям, входящим в эту профобласть: количество резюме соискателей превышает число вакансий работодателей в 1,5–2 раза. Казалось бы, налицо парадоксальная ситуация – все твердят чуть ли не о кадровом кризисе, охватывающем автомобильный бизнес, а желающих работать в этой сфере хоть отбавляй. Однако такое соотношение как раз и свидетельствует о серьезной проблеме, возникшей именно с грамотными специалистами. Автомобильная отрасль традиционно популярна у соискателей, в том числе и у молодежи, и претендентов на средние и низшие позиции больше чем достаточно, а вот профессионалов довольно мало.
Зарплаты в автомобильном бизнесе за последний год выросли примерно на 50%.
Бурный рост этой отрасли приводит к повышению требований работодателей к специалистам как в производственной сфере, так и в сервисном обслуживании, и в продажах. «Конкурс на вакансию в крупный автодилерский холдинг часто бывает выше, чем в институт того же, автомобильного, профиля», – свидетельствуют кадровые эксперты из АНКОРа. Такое положение неслучайно, поскольку усиливается конкуренция, и повышаются запросы клиентов к качеству оказываемых услуг. Так, соискателей, желающих продавать машины, довольно много (1104 резюме и всего 548 вакансий), причем по сравнению с июлем число как работодателей, так и соискателей увеличилось более чем в 1,5 раза (709 и 313 соответственно). Однако поддерживать высокий уровень продаж способны только высококвалифицированные кадры, не говоря уже о том, что обслуживать все возрастающий парк машин нужна серьезная техническая подготовка. Но, как свидетельствуют специалисты автомобильной отрасли, не хватает даже обслуживающего персонала сервис-центров, что наглядно демонстрируют следующие цифры. Например, работодатели готовы предложить соискателям без опыта работы с начальным уровнем знаний $900, а сами кандидаты требуют и того больше ($1000). Вообще, по данным кадровых агентств, зарплаты в автомобильном бизнесе за последний год выросли примерно на 50%.
Еще одной причиной большого превышения числа резюме над количеством открытых позиций служит активное перемещение работников из компании в компанию в поисках высокой заработной платы. Недаром аналитики отмечают: по уровню зарплат автомобильный кадровый рынок существенно «перегрет», что опять-таки является следствием дефицита профессионалов. Если обратится к статистике HeadHunter, то по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество вакансий возросло в 12 раз, а резюме – в 21 раз.
В условиях резкой нехватки квалифицированных кадров автомобильные компании стараются сами «выращивать» профессионалов. Представители многих техцентров свидетельствуют, что им проще вложить силы и средства в обучение специалистов, чем найти уже готовых. Работодателю выгодно развивать карьеру своих сотрудников в рамках компании, поэтому на открывающиеся позиции они предпочитают выдвигать своих же работников, а не искать их на стороне, и это еще одна причина того, что вакансии зачастую не попадают в «открытый» доступ. В то же время нередко вакансии недоступны и вследствие того, что, пытаясь найти высококвалифицированных специалистов, компании прибегают к методам хедхантинга и переманивают профессионалов, суля им значительные преимущества в плане профессионального и карьерного развития.
По данным компании HeadHunter за август 2007 года
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ |
Зарплата, предлагаемая работодателями, $ медиана |
Зарплатные ожидания соискателей, $ медиана |
Количество вакансий |
Количество резюме |
Автозапчасти |
1200 |
1500 |
347 |
485 |
Продажа |
1300 |
1350 |
548 |
1104 |
Производство |
1350 |
1550 |
141 |
335 |
Прокат, лизинг |
1250 |
1170 |
101 |
242 |
Сервисное обслуживание |
1200 |
1500 |
431 |
648 |
Начальный уровень_Мало опыта |
900 |
1000 |
138 |
271 |