Аппетиты других участников рынка не ниже. На одном только направлении SAP R3 в IBS работают 350 консультантов, рассказал гендиректор компании Сергей Мацоцкий. Такие специалисты сверхпопулярны на рынке труда, но текучесть кадров в IBS на этом направлении пока удавалось удерживать на уровне 15% в год. При этом потребности компании в таких специалистах последние несколько лет растут минимум на 30% в год. Это значит, что в следующем году штат компании должен пополниться 160 консультантами по SAP.
За счет готовых специалистов, возможно, удастся закрыть лишь 20% вакансий, все остальные придется закрывать за счет разнообразных стажерских программ, говорит Мацоцкий.
Стажеры — не выход
Стажер — это, как правило, молодой человек («Люди старше 30 в стажеры к нам не приходят», — говорит Мацоцкий): студент старших курсов или недавний выпускник вуза, имеющий весьма приблизительное представление либо об информационных системах предприятий, либо о том, как работает современный бизнес. Примерно год стажеру приходится заниматься изучением документации, прежде чем лучших из них можно постепенно начинать подпускать к настоящим проектам, говорит Сульгин. Чтобы стать полноценным консультантом, требуется минимум три года. «Нужно хотя бы один проект довести до логического завершения», — считает Сульгин.
Процесс превращения стажера в эксперта занимает много времени и не слишком эффективен, полагает Мацоцкий. Более 70% людей, стремящихся стать консультантами, приходится отсеивать в первые же два года. «Мы тратили время и деньги и свои, и стажеров, а это довольно глупо», — отмечает Мацоцкий.
На стажерских программах людей обучают инструментарию (например, системе SAP), но забывают о навыках, без которых серьезно работать все равно не получится, говорит он. Многие студенты и выпускники не умеют структурно мыслить, создавать даже простейшие экономические модели, не способны подготовить и провести презентацию.
«Многие из тех, кто стремится стать консультантом, плохо говорят, плохо знают IТ, плохо знают предметную отрасль (например, работу склада) и не очень понимают, к чему стремиться», — вторит ему Марина Горная, директор департамента продуктов Oracle компании GMCS, входящей в холдинг «Компьюлинк». Консультант — высокоорганизованное существо. Если человек за две-три недели не способен разобраться в организации складского хозяйства, значит, не быть ему консультантом. «Просто не каждому дано», — заключает она.
Процесс — под контроль
Восполнить этот пробел можно, только взяв под контроль весь процесс подготовки специалистов, а не отдельные его части. «Мы создаем образовательный процесс, на выходе из которого студенты будут обладать всеми необходимыми навыками для реальной работы в профессии», — считает Мацоцкий.
Разработкой образовательного процесса в IBS занимается Академия IBS. Она была создана осенью прошлого года, а в этом году примет первых студентов. Поступить в академию смогут студенты старших курсов Московского физико-технического института, выступившего партнером проекта, а также люди, стремящиеся повысить квалификацию. Первый набор — свыше 40 человек, рассчитывает Мацоцкий. Обучение будет платным — около $20 000 за полтора года. Все равно это ниже себестоимости, говорит он. Студентам компания поможет с оформлением образовательного кредита, а тем выпускникам, которые проработают в IBS три года, полностью вернет расходы на образование.
Подобные принципы будет использовать и «Компьюлинк». Магистерская программа обойдется студенту в 180 000 руб. Лучших выпускников готовы трудоустроить в компании.
Сами виноваты
Горная считает подобные образовательные проекты затратными. Инвестиции в совместный проект с ВМК МГУ составили около 3 млн руб. И это только начало, говорит Сульгин. «Гораздо дешевле было бы просто перекупать готовых консультантов. Но негде», — разводит руками Горная.
В дефиците консультантов и менеджеров проектов в отрасли отчасти виноваты сами компании, говорит Мирон Гольдман, партнер рекрутинговой компании PM Bureau, специализирующейся на подборе менеджеров проектов. Не все I Т-компании в состоянии обеспечить хороших проектных менеджеров интересной работой, поэтому менеджеры мигрируют из одной компании в другую, отмечает он.
С выращиванием проектных менеджеров внутри компании тоже есть проблемы. «Не каждый консультант может работать менеджером проектов, да и какая компания откажется от хорошего консультанта, только,чтобы сделать его начальником?» — говорит Горная. Но именно с этим связана и миграция консультантов. Многим специалистам, с которыми она проводила собеседования, вполне хватало денег. «Консультанты хотят занять более высокие должности», — говорит она.