Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Не надо быть точным


Пол Саффо
Источник: Ведомости

Предсказания возможны, только если события предопределены. Первоочередная задача прогнозирования, в том числе и в области бизнеса, — рассмотреть весь спектр вариантов развития и выявить неопределенности. В отличие от предсказаний, замешенных на суевериях, прогнозы строятся на рациональном постижении мира. Я предложу вам ряд простых правил прогнозирования.

Очертите границы неопределенности

Хороший прогноз выявляет значимые факторы, которые, с одной стороны, расширяют представления о будущем, а с другой — сужают пространство, в пределах которого может развернуться интуиция. Все это можно наглядно изобразить в виде пучка неопределенностей.

Представим себе, что на дворе 1997 год. В Японии только что выпустили в продажу Toyota Prius, и нужно спрогнозировать будущие продажи гибридных автомобилей. Для начала стоит рассмотреть внешние факторы: частные (цены на нефть, отношение потребителей к охране окружающей среды) и более общие (экономическая ситуация в целом), учесть перспективы конкурирующих технологий (например, нового топлива), а также рост популярности малогабаритных автомобилей. На периферии круга возможностей — непредсказуемые события вроде терактов или войны на Ближнем Востоке.

Лучше построить пучок слишком широким, позже его можно сузить, отказавшись от каких-то сценариев. А намечая границы пространства неопределенностей, нужно различать то, что в высшей степени маловероятно, и то, что совершенно невозможно.

Определите траекторию будущих событий

Природа самых существенных изменений описывается S-образной кривой: медленное начало, неспешное развитие, потом внезапный и стремительный взлет к высшей точке и в конце — снижение или даже возврат к первоначальному уровню.

Искусство прогнозирования состоит в том, чтобы угадать ход кривой в самом начале, задолго до точки перегиба, после которой как раз и сколачиваются состояния и начинаются революции. Возьмем для примера путешествие Колумба в 1492 г. Его открытие пришлось как раз на момент, когда кривая поисков новой земли на западе достигла высшей точки. Колумб не первым достиг Нового Света, но он первым вернулся назад и принес известие в Европу — и тысячи людей отправились на запад. Если бы члены Лиссабонской академии астрономии и математики умели делать прогнозы, они не отклонили бы проект в 1485 г., не объявили бы расчеты Колумба фантастическими и слава спонсора открытия Америки досталась бы королю Португалии, а не испанским монархам. Просто надо было учесть все предыдущие безуспешные попытки путешественников и увидеть, что по всем признакам точка перелома в поисках новой земли вот-вот будет достигнута.

Нижняя часть S-образной кривой гораздо длиннее, чем представляется многим. Телевидение, изобретенное в 1930-е, начало свой взлет только в 1950-х. Интернет просуществовал почти 20 лет к 1988 г., когда началось его стремительное восхождение. Уловив начало S-образной кривой, всегда правильнее считать, что события будут развиваться медленно, а не думать, что перемены вот-вот наступят.

Учитывайте то, что выходит за рамки привычного

Писатель-фантаст Уильям Гибсон заметил: “Будущее уже наступило. Просто оно еще неравномерно распределено”. Начало S-образной кривой вроде ниточки, которая свешивается из будущего. И важно принять во внимание факторы, которые не соответствуют общему правилу, не вписываются в классификацию и зачастую просто отбрасываются.

В конце 1990-х на интернет-аукционе eBay вдруг стали торговать персонажами и объектами из игры EverQuest, а в 2001 г. сама eBay по какой-то причине это запретила. Эти операции были предвестниками бурного роста торговли в виртуальном мире игры Second Life. Сейчас в мире порядка 12 млн человек втянулись в подобные игры, годовая сумма сделок в виртуальном мире оценивается минимум в $1 млрд реальных денег.

Чаще всего событие-предвестник воспринимается как курьез. Но если вы хотите заранее обнаружить нечто такое, что в ближайшие годы ворвется в жизнь, обратите внимание на любопытные идеи, на которых вроде бы поставили крест.

Не бойтесь отказываться от предположений

Опаснее всего для прогнозиста, да и для любого человека, принимающего решение, — довериться лишь одному сообщению, а все остальные проигнорировать. Именно эта ошибка привела 8 сентября 1923 г. к трагедии: тогда в тумане разбились о скалы сразу девять американских эсминцев.

По данным пеленга, выходило, что флагманский корабль оказался севернее, чем по счислению пути. Однако его штурман был настолько убежден в правильности собственных расчетов, что проигнорировал неудобную информацию и повел корабль прямо на прибрежные скалы. За ним повернули еще девять кораблей. На десятом эсминце палубные офицеры усомнились в расчетах головного корабля и доложили об этом штурману, он не поверил им, но на всякий случай за час до рокового поворота дал команду изменить курс. Этим он спас корабль и еще три следовавших за ним.

Назад смотрите дальше, чем вперед

Умение смотреть во вчерашний день очень важно для прогнозирования, однако недавнее прошлое редко бывает надежным индикатором будущих событий. Как говорил Марк Твен, “история не повторяется, история рифмуется”. Оглядываясь назад в поисках параллелей, нужно рассмотреть период в два раза более долгий, чем период вашего прогноза.

Про стратегов Пентагона мрачно шутят, что они всегда готовятся к сражениям прошлой войны. Поэтому военные дружно планировали вторую войну в Ираке по сценарию первой. Вьетнамскую войну в расчет, разумеется, не принимали — зачем, ведь США тогда проиграли.

Когда не делать прогноз

Если прогнозиста обуревает жажда перемен, это опасно. На самом деле даже в периоды стремительных и решительных преобразований всё в основном остается по-старому и лишь сравнительно малая часть подвергается изменениям.

Во времена доткомовского бума многое изменилось, но в основе революции лежали все те же нужды потребителя и все те же неумолимые законы экономики. Все сосредоточились на новизне, и почти никто не заметил, что люди пользуются новыми широкополосными каналами связи для покупки традиционных вещей, например книг, и для обычных человеческих занятий — в интернете болтают и развлекаются. Провидцы заявили, что прежние законы больше не действуют, но вечные экономические императивы немедленно отомстили за то, что ими пренебрегли, и мыльный пузырь доткома лопнул, как и все экономические пузыри в прошлом. А ведь приближение кризиса увидел бы любой, кто не поленился бы изучить историю экономических чудес.

В истории бывают моменты, когда сделать прогноз сравнительно легко, а иногда это совершенно невозможно.

Полная версия статьи будет опубликована в сентябрьском номере Harvard Business Review — Россия. Пол Саффо — прогнозист, работающий в Кремниевой долине

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru