Креативный потенциал бизнес-леди
Кузнецова Евгения
Источник:
По данным мировой статистики сегодня в мире около 70% малых предприятий возглавляют женщины. Газета Financial Times вместе со своим немецким изданием FT Deutschland исправно публикует списки женщин — бизнес-лидеров Европы. В 1995 году Российская ассоциация женщин-предпринимателей была принята во Всемирную ассоциацию женщин-предпринимателей (FCEM).
Найти отличия
Как констатировала профессор психологии Анна Анастази в своей книге «Психология индивидуальных различий», мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, по ориентации в пространстве, по пониманию механических отношений к математическим рассуждениям. Женщины же быстрее воспринимают информацию, отличаются ловкостью рук, хорошей памятью и беглостью речи. Среди основных личностных черт мужчин в большей степени выражены агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, а у женщин — социальная ориентация.
Мужчины и женщины имеют разное, если так можно выразиться, функциональное назначение. Первые выступают как «преобразователи внешнего мира, пионеры в освоении времени и пространства». Однако, стремясь изменить мир, они могут не только созидать, но и разрушать его. Женщины, напротив, по природе своей — стабилизаторы. Они «консервируют жизнь для ее сохранения».
Эти различия проявляются буквально во всем. Например, в поведении в экстремальных ситуациях. «Исследования лаборатории Б. Г. Ананьева в 1966 г. показали, что женщины реагируют только на саму экстремальную ситуацию, а мужчины расходуют энергию даже на то, чтобы представить ее в воображении. В результате, готовность к риску выше, но зачастую необходимая энергия уже израсходована».
Ролевой конфликт и самоактуализация
Французские исследователи выделяют 3 фазы в жизни женщины. Первая — социализация, накопление интеллектуального и профессионального «багажа», затем рождение и воспитание детей, и, наконец, самореализация.
Все чаще женщина стремится реализовать свой потенциал за пределами дома и становится хозяйкой собственной фирмы. Согласно социологическим исследованиям, наиболее частая причина, способствующая организации своего бизнеса у женщин, — «воля случая» и влияние внешних обстоятельств. Хотя есть женщины, пришедшие в бизнес «по убеждению», имея интерес именно к этому виду деятельности.
Этому есть множество причин. Например, суровые реалии бизнеса. Женщина в качестве наемного работника более уязвима. Ее вынужденное отсутствие (декрет, больничные листы и так далее) снижает ее ценность в глазах работодателя, даже если как специалист она компетентнее своих коллег мужчин. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения женщины в России получают в среднем всего 64% от зарплаты мужчин.
Кроме того, «двойная занятость» (совмещение обязанностей по дому с профессиональной деятельностью) ограничивает мобильность специалистов-женщин. Не случайно, на вопрос как увеличить производительность их труда, более 60% опрошенных ответили — свободным графиком.
В этих условиях свое дело становится для многих женщин естественным выбором, так как позволяет самим устанавливать правила игры. Этот выбор занятия «по вкусу», к тому же, как правило, приносит большую прибыль, чем работа по найму. Счастливая возможность просто жить, совмещая все свои социальные роли, не стачиваясь корпоративным винтиком на заводе, а формируя собственную реальность.
Факты
По данным опроса, проведенного северодвинским факультетом социологии Севмашвтуза, наиболее распространенными сферами занятости среди бизнес-вумен являются: торговля (45%), общепит (20%), сервис (20%), здравоохранение (10%), наука, научное обслуживание (5%). Причем 45% опрошенных женщин возглавляют предприятия с численностью занятых до 10 человек и 55% — от 10 до 30 человек.
Женщины открывают собственное дело в возрасте 30—45 лет, что в среднем на 10 лет позже мужчин. Результаты опроса двух тысяч работников сферы здравоохранения и различных чиновников, опубликованные английской газетой Daily Telegraph, показали, что женщины-боссы лучше справляются со своей работой. В 11 из 14 критериев оценки эффективности женщины показали лучшие результаты, чем мужчины, а в трех оставшихся оказались равны им. Выяснилось, что женщины-менеджеры эффективней с точки зрения стиля руководства, и персонал больше их ценит.
«Креатив под дулом пистолета»
Американский психолог Дж. Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное (последовательное, логическое, однонаправленное) и дивергентное (альтернативное, отступающее от логики). Дивергентные способности, или креативность — способность порождать множество разнообразных оригинальных идей относительно одного и того же объекта, быстро разрешать проблемные ситуации. По выражению Эллиса Пола Торренса, создателя наиболее известных в мире тестов творческого мышления (Torrance Test Creative Thinking — ТТСТ), «креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Торренс считал, что креативность максимально проявляется, когда существует дефицит знаний. Уровень нашей креативности формируется под влиянием среды и может изменяться как в одну, так и в другую сторону в течение жизни. Спады в креативности связаны либо с уменьшением ее востребованности, либо со стрессовыми ситуациями, например, с необходимостью работать в режиме экстремального цейтнота. Впрочем, при минимуме времени вполне возможна успешная творческая деятельность, но только при неизменном сочетании двух факторов — человек должен сосредоточиться на выполнении одной конкретной задачи и четко понимать, почему выполнение этой задачи столь критично.
|