Соцстрах будет реформирован
Владимир Бондарев
Источник: Вакансия от "А" до "Я"
В июле 2007 года президент России подписал Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», который предполагает существенное увеличение социальных выплат, финансирование демографических программ. Однако специалисты рынка труда опасаются, что эти расходы вскоре станут непосильной ношей для Фонда социального страхования (ФСС), что может уже в следующем году вызвать проблемы с социальным обеспечением работающего населения. Во избежание этого в ближайшее время в системе соцстраха запланированы изменения. О задачах грядущих реформ рассказывает председатель Фонда социального страхования РФ Галина КАРЕЛОВА.
Галина Николаевна, каковы основные направления работы Фонда социального страхования? Из каких средств формируется бюджет ФСС?
– Основная деятельность Фонда – социальное страхование работающих граждан от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Его доходы формируются за счет уплаты единого налога и взносов работников на обязательное социальное страхование. ФСС Российской Федерации выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия на ребенка. В соответствии с Федеральным законом № 122 Фонд социального страхования также оплачивает путевки в санаторно-курортные учреждения льготным категориям граждан и технические средства реабилитации лицам, ставшим инвалидами вследствие травм на производстве и профзаболеваний. С января прошлого года в рамках национального проекта «Здоровье» мы финансируем углубленные медицинские осмотры работников предприятий с вредными условиями труда, а также программы первичной медико-санитарной производственной помощи. Кроме того, в сфере ответственности ФСС РФ – решение демографических проблем, в том числе программы родовых сертификатов, долечивания и реабилитации беременных женщин групп риска в санаторно-курортных учреждениях после стационарного лечения.
– Закон о бюджете на 2008 год предполагает ускоренное финансирование социальных программ наряду с существенным повышением размера пособий. Не приведет ли рост выплат к дефициту бюджета ФСС, и, соответственно, к ухудшению соцобеспечения работников?
– В этом году бюджет фонда сбалансирован, несмотря на то, что мы оказались в непростой ситуации. В январе вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам», согласно которому оплата по временной нетрудоспособности стала рассчитываться исходя из общего трудового, «страхового» стажа, а не из непрерывного, как до этого. Эта статья сразу увеличила расходы бюджета примерно на 19%. Выплата пособий по уходу за ребенком стала отныне не фиксированной, а расчетной. Также увеличились тарифы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. На сегодняшний день положительная разница между доходами и расходами в бюджете ФСС достигается исключительно за счет увеличения собираемости налогов, но в случае резкого увеличения размера пособий дефицит неизбежен. В этой связи очевидно, что систему социального страхования необходимо менять.
– Каким образом, по вашему мнению, следует реформировать систему российского социального страхования?
– Прежде всего, подходы к страхованию работающего и неработающего населения должны быть разными. Работающим гражданам нужно компенсировать потерю заработка в связи с временной нетрудоспособностью, выходом на пенсию, инвалидностью, а неработающим – обеспечить гарантированный государством уровень социальной защиты. Система социального страхования, для того чтобы стать эффективной, должна быть переведена на классические страховые принципы.
– Что представляют собой эти принципы?
– Размер страховых возмещений должен соответствовать объемам взносов. Люди, сегодня – работающие, а завтра – выходящие на заслуженный отдых, должны получать все виды пособий – социальные, пенсионные, медицинские – в строгом соответствии со своим заработком.
– Как может быть осуществлен переход к «чистому страхованию»? Какое место в этой системе отводится гарантиям государства?
– Обязательное государственное социальное страхование нужно видоизменять, но делать это поэтапно, с учетом всех возможных рисков. Не секрет, что сегодня в России большое количество предприятий существует на дотации государства, работники этих структур получают пособия из ФСС по действующему в нем принципу солидарности – для нас это чистые расходы без доходов. Но мы не можем лишить тысячи людей государственной поддержки. В этом случае, как мне кажется, решением также могла бы стать двухуровневая модель: государственный фонд обеспечивает обязательный минимум социальных гарантий, а переменная часть – зависит от условий и эффективности работы предприятия и трудового вклада самого работника. Таким образом, на разных предприятиях работники будут получать разные по размеру пособия, но никто не останется без социальной помощи.
– Существуют ли в настоящее время в практике работы Фонда примеры такой системы социального страхования?
– Да, такой опыт у нас есть – в страховании работников от несчастных случаев и профзаболеваний. В этой сфере при определении размера страхового тарифа мы пользуемся так называемыми классами риска, соответствующими мировым стандартам. Например, если предприятия относятся к одной отрасли, но одно из них является научным институтом, а другое – производственной структурой, то во втором случае взносы работодателя выше, чем в первом, поскольку выше риск этого вида деятельности. Мы разработали предложения, в которых предлагаем переход к полной дифференциации тарифа для каждого отдельного предприятия в зависимости не только от вида экономической деятельности, но и конкретных условий: культуры производства, производительности, числа несчастных случаев, уровня охраны труда.
– Какой вам видится ответственность самих работодателей в реформируемой системе соцстраха?
– Те работодатели, которые обеспечат лучшую безопасность своих работников, получат преференции при оплате страхового тарифа. Кроме того, таким предприятиям нужно предоставить право использования части неизрасходованных по соцстраху средств, например выплат по больничным листам, на проведение мероприятий, связанных с профилактикой заболеваний, оздоровлением своих сотрудников. Это, несомненно, повысит привлекательность данных рабочих мест в глазах работников.
– Галина Николаевна, в какой мере, на ваш взгляд, выполнима задача, поставленная в законе: достигнуть к 2010 году в бюджете ФСС перевеса доходов над расходами, а значит – возможности реализовать в стране все намеченные социальные программы?
– Реальность решения этой задачи, как и масштаб предстоящих проблем ФСС, будет зависеть от того, насколько быстро будут расти доходы работающих граждан, с которых уплачиваются налоги. Добиться этого, не повышая в стране производительность труда, образовательный и профессиональный уровень работников, качество управления предприятиями, не проводя технологическую модернизацию на производстве, будет непросто. В этой единой программе преобразований соцстрах должен стать рыночным инструментом социальной защиты трудящихся, решения общенациональных демографических задач.
|