Перед HR-м стоит множество разнообразных задач. Как повлиять на улучшение результатов работы персонала? Каким образом сплотить команду и улучшить психологический климат в коллективе? Как повысить квалификацию сотрудников? Выход есть! Это обучение, совмещенное с отдыхом. Такая форма повышения квалификации особенно актуальна в летний период и может рассматриваться сотрудниками как способ премирования.
Обучение, совмещенное с отдыхом, – одно из направлений туризма, которое в последнее время становится все более популярным. Оценивая возможности обучения, совмещенного с отдыхом, отметим положительные и отрицательные стороны такого способа повышения квалификации сотрудников.
К преимуществам образовательного туризма можно отнести: повышение эффективности работы персонала, улучшение психологического климата в коллективе, сплочение команды, облегчение внутренней коммуникации, возможность поощрения лучших сотрудников. Среди недостатков можно назвать: вероятность несерьезного отношения к такой форме обучения, отрыв от производства, высокие материальные затраты компании на организацию и проведение поездок, возможные конфликты между сотрудниками.
Людмила ЗУБОВА,
менеджер по зарубежным семинарам компании «Основы Вашего Бизнеса»:
«Обучение, совмещенное с отдыхом за рубежом, в основном рассматривается работодателями как поощрение сотрудников. Поэтому неслучайно больше всего заявок на участие поступало от самих работников. Организацией выезда за границу занимаются туристические агентства. Обучение длится семь-девять дней и включает в себя не только участие в образовательных программах, но и посещение достопримечательностей места пребывания».
С компанией или в одиночку?
Анализ ситуации на рынке образовательных и туристических услуг показывает, что существуют две формы повышения квалификации, совмещенного с отдыхом. Это корпоративное (в больших и малых группах) и индивидуальное обучение в частном порядке.
Корпоративное обучение, совмещенное с отдыхом, может осуществлять штатный бизнес-тренер исходя из требований компании. Цель такого обучения – командообразование, личностное развитие сотрудников. Если в компании предусмотрены расходы на обучение и оно не может быть проведено менеджерами службы по персоналу (например, по причине отсутствия квалифицированного специалиста в данной области), то стоит пригласить бизнес-тренера или профессионала-специалиста по профилю компании. Обучение будет направлено на повышение квалификации специалистов, освоение новых технологий работы, выдвижение новых бизнес-идей. Еще один вариант организации корпоративного обучения, совмещенного с отдыхом, – это обращение в специализированные бизнес-школы, которые все сделают «под ключ». Вы составляете список сотрудников, которым необходимо такое обучение, и платите деньги.
Многие сотрудники самостоятельно организуют свое обучение за счет собственных средств. Туристические агентства предлагают широкий выбор путевок, предполагающих совмещение отдыха и повышение квалификации, например, изучение английского языка в лингвистических школах Мальты.
Анализ рекламных объявлений в интернете и СМИ, опрос менеджеров по образовательному туризму тренинговых компаний показали, что в летний период больше всего предлагается VIP-семинаров для руководителей (директоров по персоналу, маркетингу, продажам), например, в Вене, Париже или Риме. Есть учебные курсы для специалистов среднего звена (бухгалтеров, юристов, логистов, маркетологов, менеджеров по персоналу и кадрам, PR-менеджеров), проводимые в Испании, Греции или Турции.
Елена СЕМЕЙКИНА,
директор по специальным проектам Русской Школы Управления:
«Выездные семинары, проводимые за рубежом, – дорогостоящее мероприятие, поэтому они в основном ориентированы на топ-менеджмент. Обучение проводится в небольших группах по 8–10 человек. Основная цель такого семинара – это не только обучение, но и обмен опытом между слушателями курсов. Тематика разнообразная и ориентирована на потребности менеджеров высшего звена, хотя возможна организация обучения по “заказанным” темам».
Крупные тренинговые компании и образовательные центры предпочитают проводить семинары на своей базе, а также предлагают услуги по организации выездных семинаров с перемещением участников в места отдыха. Такие центры отправляют VIP-участников своих образовательных программ в страны Европы и Америки независимо от времени года. Небольшие компании, занимающиеся бизнес-образованием, также организуют обучение, совмещенное с отдыхом на курортах, но их клиентами становятся менеджеры и специалисты среднего звена. Стоимость их услуг несколько ниже, а места проведения мероприятий располагаются в недорогих, но достаточно хороших отелях в Европе и на Черноморском побережье.
Варианты организации обучения, совмещенного с отдыхом
Кто организует и проводит
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Собственная служба по персоналу (место проведения – близлежащие пансионаты, гостиницы, турбазы) |
Экономия средств, возможность транслировать корпоративную культуру и формировать необходимые умения и навыки работы, адаптация молодых сотрудников |
Отсутствие притока новых идей в области обучения, большие энергозатраты, связанные с организацией и проведением обучения и отдыха |
Приглашенный специалист (места проведения – те же) |
Возможность частично контролировать процесс обучения, перенимать новые идеи, повышение квалификации сотрудников |
Большие материальные затраты, необходимость поиска специалистов профессионального обучения, туристического агентства для организации отдыха |
Компания, предлагающая услуги обучения и отдыха (место проведения – Россия и зарубежье) |
Уменьшение энергозатрат на подбор программы, места проведения обучения, организацию процесса |
Ответственность при выборе тренинговой компании, турагентства, трудности в оформлении виз |
Что изучают на курортах?
Организаторы семинаров подбирают актуальные темы и предлагают рассматривать на семинарах животрепещущие для специалистов вопросы. Например, для руководителей, бухгалтеров, аудиторов и юристов – это изменения в налоговом законодательстве и контроле со стороны правоохранительных органов, порядке оплаты труда и социальных выплат. Выездные семинары могут проходить и в форме сессий для топ-менеджмента. Это один из вариантов организации отдыха, совмещенного с процессом решения бизнес-задач.
Екатерина БИЛЕЦКАЯ,
директор по персоналу и организационному развитию корпорации «Эконика»:
«В нашей компании выездные сессии с участием топ-менеджеров являются важнейшим элементом развития системы стратегического управления. Например, в июле прошлого года на живописном греческом острове Крит проходила пятая юбилейная стратегическая сессия. На фоне морского побережья, солнца, дивных пейзажей обсуждались вопросы, связанные с развитием корпорации. Несмотря на загруженность, участникам сессии удалось отдохнуть, посетить настоящие греческие таверны и исторические достопримечательности. Отрыв от повседневности позитивно настроил всех на совместное решение важных задач. Топ-менеджеры отмечали, что, когда ощущаешь не просто отдаленность от реальности, но и отдаленность от материка, начинаешь подходить ко всему творчески. Уже за время перелета из Москвы коллектив сплотился, а яркие краски Греции добавили воодушевления, сил и здорового оптимизма. Результат не заставил себя долго ждать: сессия прошла очень продуктивно».
Некоторые иностранные компании с целью продвижения своего продукта на российском рынке предлагают пройти одно-двух-недельные курсы с получением сертификата специалиста по работе с продукцией компании. Например, это может быть изучение возможностей программного обеспечения. Как правило, такие курсы проводятся на территории страны разработчика и не предполагают организацию досуга слушателей.
Составляем программу
Организационная сторона проведения семинаров включает выявление сотрудников, которым необходимо обучение или которых можно премировать поездкой на отдых, и определение тематики учебных занятий. Исходя из возможностей компании, уточняется вариант организации обучения. Стоит оценить следующие ключевые моменты процесса организации выездного семинара для сотрудников.
Программа обучения. Она должна включать информацию о цели семинара, его ведущем, аудитории, на которую ориентировано обучение, о времени и месте проведения занятий (регламенте), кофе-пауз, обедов, оснащенности методическими материалами и письменными принадлежностями.
Описание места проживания. Как правило, это комфортабельный трех-четырехзвездочный отель с оснащенным конференц-залом и широким спектром услуг по проведению досуга, предоставляемых как бесплатно, так и за отдельную плату. Также возможно проведение семинаров на борту круизных лайнеров. Необходимо уточнить, что включено в стоимость проживания в номере (например, возможность проживания с детьми, питание).
Программа досуга. Предполагает ознакомление с достопримечательностями, посещение музеев, выставок, организацию обзорных экскурсий. Они могут быть включены в стоимость поездки или осуществляться за отдельную плату. Стоит уточнить о возможности сопровождения ваших сотрудников русскоговорящим гидом.
Дополнительные услуги – это дополнительные экскурсии, проезд на общественном транспорте, посещение ресторанов, чаевые, то есть расходы, не включенные в стоимость поездки.
Организация авиаперелета (трансфера) до места проведения семинара, наличие медицинского страхового полиса.
Список документов, необходимых для оформления поездки (заграничный паспорт, справки для получения визы). Советуем уточнить, включено ли в стоимость поездки оформление визы в страну прибытия.
Срок окончания приема документов. Уточняется у организаторов. Также выясняется, есть ли возможность продления срока приема документов в случае форс-мажора.
Обучение, совмещенное с отдыхом, – один из вариантов повышения квалификации топ-менеджеров и премирования, привлекательного для сотрудников, особенно если учебные занятия проводятся на курорте за рубежом и предполагается комплекс дополнительных услуг по организации досуга. Использование выездных семинаров можно рассматривать как дорогостоящий, но во многих случаях очень эффективный способ мотивации персонала компании.