Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Управленцы заигрались в наставничество


Евгений Мачнев
Источник: Деловой Петербург

Многие современные и суперсовременные тенденции управления персоналом на поверку оказываются пышными западными растениями с советскими корнями.



Коучинг в советские годы назывался наставничеством и повсеместно внедрялся на предприятиях социалистического труда. Наставники получали в основном моральную компенсацию за свою работу по воспитанию трудовых резервов и гордились своим статусом. Модный нынче brotherhood именовался бригадным подрядом или, если менее торжественно, круговой порукой. А shading, когда юный специалист стоит тенью за спиной более опытного, являлся основой системы подготовки стажеров.

В поисках панацеи

Итак, было все. Другое дело, что самим наставникам в большинстве случаев это было не так уж и нужно, хотя моральный кодекс строителя коммунизма на многих оказывал мотивирующее воздействие. После исчезновения социалистических отношений все пропало и возникло вновь, казалось бы, на других основаниях. Но именно казалось бы. Беда в том, что никакого кодекса сегодня уже нет, поэтому чаще всего наставничество становится игрой без всякой моральной подоплеки. Коучинг моден, но не всегда эффективен.

Кто виноват? Ответ, на мой взгляд, однозначен - заказчик. Почему? Ищет слишком простого ответа на сложные вопросы.

На крупном металлургическом предприятии начал ощущаться кадровый голод. Новых специалистов рынок труда не поставлял (а если и поставлял, просили они слишком много), старые потихоньку начали выходить на пенсию. Панацея нашлась быстро - наставничество.

Внедрение системы оказалось дорогостоящим, зато не требовало затрат времени и сил руководства предприятия - все можно было отдать на аутсорсинг. Оценили кадровый резерв, разработали методики, программу обучения и передачи опыта. Последним этапом стала диагностика способностей "стариков" к наставничеству (эмоциональный интеллект, коммуникабельность и еще парочка компетенций).

Результат обескуражил: "старики" оказались прекрасными мастерами и при этом ужасными педагогами. Одна ошибка в последовательности, и, пока программа внедрялась, конкурирующий холдинг уже "скупил на корню" технический колледж, в котором готовились специалисты для отрасли. Да, конкурентам пришлось подождать 3 года и сильно "заморочиться" с изменением программы подготовки, но результат того стоил.

Себе дороже

В консалтинговой компании опытного менеджера по продажам мотивировали учить молодого. На глазах у всего коллектива ("продавцы" работали в общем офисе) опытный "заточил зубы" молодому и вскоре лишился премии - мало того, что молодой резко вырвался вперед, так опытный, потратив время на передачу знаний, упустил нить собственных отношений с клиентами. После этого больше на наставничество "подписать" никого не удалось.

Недавно Запад стал разочаровываться в психоаналитике. Оказалось, это не панацея от стрессов и депрессий. Похоже, вообще не бывает у чересчур сложных проблем слишком уж простых решений. Мы по-прежнему ждем этого от коучинга?
Поиски панацеи от управленческих бед ничем хорошим не заканчиваются.

Автор - генеральный директор ООО "ЕВМ"

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru