Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Все равно его не брошу


Алексей Москвич
Источник: Ведомости

Большинство владельцев компаний малого и среднего бизнеса рано или поздно сталкиваются с проблемами так называемого кризиса роста, каковой чаще всего приходится на шестой-восьмой год существования бизнеса. К этому времени жизненный цикл компании подходит к стадии зрелости, и для придания нового импульса требуются нестандартные решения и немалые денежные средства. Кроме того, у владельца часто возникает синдром усталости от данного вида деятельности, взгляд замыливается, пропадает былой запал.

Американские специалисты справедливо полагают, что небольшие и средние частные компании со временем перенимают черты хозяина, становятся похожими на него. Если вовремя не принять мер по преодолению кризисных явлений, бизнес какое-то время может существовать скорее вопреки, чем благодаря действиям или бездействию первого лица. Стагнация таких компаний может продолжаться до двух лет, после чего начинаются необратимые изменения, ведущие к банкротству.

К сожалению, в нашей стране института наемных управляющих для небольших компаний не существует. Главная причина в том, что у владельца просто нет таких денег, чтобы удовлетворить материальные запросы квалифицированного антикризисного управленца, а за небольшие деньги согласится работать либо дилетант, либо гребущий под себя (чаще и тот и другой в одном лице).

Если вы чувствуете, что через пару лет ваш бизнес исчерпает резервы роста и может стать обузой, самое время подумать о его продаже стратегическому инвестору. То, что успешная компания, еще не достигшая пика развития, может быть продана по максимально возможной цене — доказанный на практике факт. Вовремя принятое решение, тщательная предпродажная подготовка и профессиональный подход к поиску покупателя гарантируют сохранение жизнеспособности бизнеса и получение справедливой премии за отданные родному делу силы и годы жизни.

В нашей стране основная масса предпринимателей довольно консервативна и готова держаться за собственный бизнес, пока он приносит хоть какие-то деньги. А вот известные консерватизмом англичане в свое время поразили меня удивительной гибкостью подхода. Популярное интернет-кафе

“ТаймОнлайн” в ТРЦ “Охотный ряд” с момента открытия в 2000 г. и до весны 2003 г. принадлежало британским предпринимателям, вложившим в его развитие немалые средства. Когда оказалось, что преодоление вечно возникающих исконно российских проблем им не по плечу, кафе было продано за сумму, в три раза меньшую вложенных затрат. Мотивация продавца (в вольном переводе с английского): “Свою лошадь легче пристрелить, чем смотреть, как она мучается”. Как оказалось, риск неудачи проекта с интернет-кафе изначально был осознанным, но компенсировался высокими доходами от других направлений бизнеса.

Не имеющий возможности диверсифицировать вложения российский предприниматель подвержен двойному риску. Не приняв вовремя решения о продаже компании, он через некоторое время может оказаться и без бизнеса, и без денег. Для объяснения таких ситуаций даже придуман термин “синдром раскаяния продавца”. К счастью, есть примеры успешного преодоления этого синдрома.

Во-первых, среди заинтересовавшихся вашим бизнесом потенциальных покупателей обязательно найдется тот, в котором вы разглядите именно преемника, которому можно доверить судьбу вашего детища, предложить помощь в переходный период и даже посопровождать ведение дел какое-то время после совершения сделки. Если вы являетесь носителем сокровенного знания, которое невозможно передать, но в которое можно посвятить, ничто не мешает вам остаться на должности советника генерального директора с приличным окладом на продолжительное время. Один из клиентов отдал такому “посвящению” почти четыре года.

В моей практике было несколько случаев, когда прописанное в соглашении обязательное участие продавца в судьбе бизнеса в течение нескольких месяцев переходило в добровольное. Зимой 2004 г. завершилась сделка по продаже производства замороженных полуфабрикатов из слоеного теста. По договоренности сторон продавцы (двое молодых предприимчивых людей) в течение трех месяцев помогали покупателю в расширении сбытовой сети за процент от дополнительной прибыли. Эта помощь продолжается до сих пор.

А вот бывшую хозяйку салона красоты, привыкшую делать прическу и макияж у себя в салоне, новые владельцы не пустили на порог. Говорят, одно ее появление негативно сказывается на финансовых результатах.

Автор — ведущий консультант компании “Гурус”

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru