Социальная безответственность
Анастасия Самоторова
Источник: http://www.jobmale.ru
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, касающееся восприятия россиянами понятия корпоративной социальной ответственности (КСО). Выяснилось, что у российских граждан в отличие от европейцев слишком терпимое отношение к социальным планам бизнеса: главное — чтобы предприятие платило налоги, зарплату и производило качественную продукцию.
Эксперты департамента корпоративных исследований ВЦИОМ в ходе проведения своего исследования столкнулись прежде всего с различиями в понимании термина «социальная ответственность» в России и на Западе. Если в развитых странах граждане под КСО подразумевают «добровольный вклад компании в борьбу с бедностью и болезнями», то россияне в первую очередь говорят о четком выполнении компанией своих прямых обязательств перед работниками, государством и партнерами. «Лишь немногие респонденты считают, что бизнес должен вносить вклад в развитие общества сверх этого обязательного минимума», — говорит руководитель департамента корпоративных исследований ВЦИОМ Юлия Верлина.
Так на вопрос, что, по вашему мнению, в первую очередь характеризует бизнес как социально ответственный (допускалось три варианта ответа), 54,7% россиян отметили выплату зарплаты и уплату налогов. На втором месте (41,7%) — производство качественной продукции. Заботу о сотрудниках, предоставление им льгот и гарантий отнесли к социальной ответственности 28,9% опрошенных. Лишь 12,5% считают, что КСО — это благотворительность, 12,1% — участие в социальных проблемах города и 10,2% — ведение бизнеса с учетом интересов местного населения. «Уплата налогов и следование закону — это не социальная ответственность, — комментирует результаты исследования доцент РГГУ Александр Шиляев. — Нельзя к ней отнести и отправку сотрудников предприятия на море в период отпусков». Эксперты отмечают, что в России у граждан нет четкого понимания социальной ответственности бизнеса как дополнительного вклада в развитие общества. «Эта культура у нас не привита. Традиционно считается, что этим должно заниматься государство», — объясняет Юлия Верлина.
Несмотря на различия в понимании термина КСО, европейцы, американцы и россияне при выборе места работы при прочих равных скорее предпочтут социально ответственную компанию. Так, по данным европейской исследовательской компании Ipsos MORI, для 86% британцев важно знать, что их компания социально ответственна перед обществом и окружающей средой. В России 72,3% опрошенных считают, что потенциальный работодатель не должен негативно влиять на экологию, а 55,2% полагают, что компания должна участвовать в благотворительных программах. Правда, по признанию самих авторов доклада, в дополнительных исследованиях нуждается тема отношения работников к благотворительности их компании. Социологи не исключают, что большинство россиян наверняка решат, что лучше бы начальство повысило зарплату, чем тратилось на экологию. За увеличение социальной активности выступят, скорее всего, те россияне, которые не работают на заводе. А вот вопрос с пристрастиями работников, которых это коснется напрямую, во ВЦИОМ намерены изучить в ближайшее время.
Эксперты рекомендуют подходить к исследованиям на тему КСО в России со скептицизмом. «Сколько бы исследований не было, никто толком не доказал, что социальная ответственность не отражается на прибылях компании в отрицательную сторону», — считает Александр Шиляев. Эксперт уверяет, что существует очень много заказных исследований, в которых утверждается, что быть социально ответственным выгодно. И на этом «кормятся» многие неправительственные организации, которые приходят в компании за деньгами.
|