«Горящая» путевка для карьериста
Анастасия Иванова
Источник: Элитный персонал
Несмотря на то, что менеджеры по туризму в любой стране мира зарабатывают меньше, чем их коллеги из других отраслей, поток соискателей, претендующих на работу в туристической сфере, не иссякает. Россиянам повезло: подстегиваемые кадровым голодом работодатели, нередко предлагают кандидатам зарплаты гораздо выше рыночных.
По законам бизнеса
Современный рынок туристических услуг делится на два основных сегмента: развлекательный и деловой. Развлекательный туризм более "массовый", к нему относятся все популярные виды отдыха: пляжный, семейный, экстремальные туры, познавательные поездки. Для того чтобы работать в этой сфере, специалист должен обладать обширными личными связями и иметь хорошую репутацию среди коллег по бизнесу. Работодатели заинтересованы в предприимчивых соискателях с креативным мышлением, наделенных хорошими навыками управления и коммуникации, которым не чужд "здоровый авантюризм".
Деловой туризм - более узкий участок, работа здесь стандартизирована и подчинена жестким правилам. Это объясняется тем, что подготовка деловых поездок требует оперативности, поскольку приходится оформлять туры любой сложности в строго оговоренные сроки. Бизнес-трип должен состояться при любых условиях: время деловых людей стоит дорого. И здесь в первую очередь нужны аккуратные, педантичные сотрудники с аналитическим складом ума, способные выполнять формальные процедуры "с точностью до миллиметра".
Но и развлекательный, и деловой туризм объединяет специфика подбора персонала: поиск кадров осуществляется на очень узком рынке, и нередко - без участия кадровых агентств.
Невидимые кандидаты
Пожалуй, ни в одном другом бизнесе не встретишь такого сочетания: компании тесно сотрудничают при обмене информацией, партнерскими скидками и бонусами и, при этом, остро конкурируют за сотрудников. Например, квалифицированных менеджеров по бронированию расхватывают, как горячие пирожки: на одно резюме, по данным КА Business travel job, приходится около десяти запросов. Топовые вакансии зачастую вообще не попадают в поле зрения рекрутеров: потенциальный кандидат в топ-менеджеры имеет тесные профессиональные связи с коллегами по бизнесу, хорошо представляет текущую ситуацию на рынке труда и знает свою "цену" как специалиста.
Небольшие семейные фирмы, где нередко работает всего 10-15 человек, крайне редко обращаются в кадровые агентства. А новичкам в турбизнесе и вовсе приходится действовать на удачу, так как они еще не успели обрасти нужными контактами. Вот почему персонал для туристических компаний часто ищут не агентства, а фирмы-посредники. Ведь для того, чтобы подобрать нужных людей, необходимо обладать целым комплексом знаний, разбираться в отраслевой специфике, запоминать кандидатов с определенным стилем поведения и манерой речи. Нередки случаи, когда человек с великолепным "туристическим" резюме оказывается по факту абсолютно не подходящим для конкретной вакансии. Например, он обладает скрупулезностью и с успехом может исполнять обязанности менеджера по бронированию, но у него нет достаточных связей и "творческой жилки", чтобы готовить индивидуальные туры "под клиента".
Также среди работодателей, соискателей и рекрутеров очень популярен крупный интернет-портал tourdom.ru, где можно не только найти список профильных вакансий или разместить резюме, но и узнать о текущем состоянии дел в отрасли.
Кадры всякие нужны
Компании заинтересованы в специалистах, непосредственно связанных с туристическими услугами (сейлзы, менеджеры по бронированию, гиды, менеджеры направлений и т.п.), и в сотрудниках бэк-офиса (бухгалтеры, юристы). При этом наиболее востребованные позиции выделить трудно. "В условиях уже ставшего привычным явлением дефицита кадров, одинаково востребованы и руководители ранга финансового или коммерческого директора, и продакт-менеджеры", - говорит Ирина Петрова, генеральный директор компании "Солвекс-трэвел". Между тем, по мнению Натальи Волковой, генерального директора компании "Агентство путешествий "АДИАН", менеджеры с выраженной специализацией (по билетам, направлениям) востребованы меньше, чем менеджеры-универсалы, так как туризм развивается, и для успешной работы необходимо владеть широким диапазоном знаний. "В нашем случае, это владение информацией о странах, определенных курортах, отельных базах, конкретных ценах, позволяющее самостоятельно рассчитать стоимость любого тура", - подчеркивает она.
На требования к "непрофильным" специалистам (финансистам, юристам, маркетологам) сильно влияют макроэкономические факторы. "Очень сложно подбирать бухгалтеров, так как все время меняется налоговая система и законодательная база, - комментирует Ирина Петрова. - Как раз сейчас в очередной раз пересматриваются отношения туроператоров и агентов в связи с необходимостью предоставления клиентом финансовых гарантий от банка или страховой компании".
Карина Яковлева, генеральный директор Business Travel Job, сомневается, что сейчас рынок перенасыщен как квалифицированным персоналом, так и молодыми специалистами, готовыми работать в данной сфере. Поэтому работодатели готовы брать людей с минимальным опытом. Кроме того, если раньше в сегменте делового туризма отдавали предпочтение кандидатам, приходящим из ведущих туроператоров, то теперь соглашаются принимать и тех, кто работал в средних и маленьких фирмах. Г-жа Яковлева советует кандидату заранее договориться с работодателем, с какими недостатками тот готов мириться, а с какими нет. Чаще всего закрывают глаза на незнание какой-то системы бронирования, или недостаточно свободное владение иностранным языком.
Дурную услугу работодателям оказывает распространенное среди молодых специалистов мнение, что в туризме может работать каждый. "На самом деле, продавать туристические услуги гораздо сложнее, чем модную одежду или продукты", - убеждена Наталья Волкова. - Именно поэтому большинство работодателей не хочет брать амбициозных неучей. Высоко ценятся люди с профильным образованием, знакомые со спецификой бизнеса и в теории, и на практике".
Финансы поют романсы?
Уровень компенсации в предложениях туристических фирм даже для топов редко превышает $2000. Встречаются объявления о вакансиях и без указания уровня вознаграждения, а также такие, где стоит совсем не значительная цифра, а ниже - ремарка: "зарплата очень высокая по результатам собеседования". В этой ситуации уместно предполагать один из двух вариантов: или компания-работодатель строго следует правилу индивидуальной оценки кандидатов, или работает по "серой" зарплатной схеме. Во сколько же могут быть оценены миддлы и топы "по результатам собеседования"?
Заработок в $1300 -1500 - средняя "цена", которую работодатель готов предложить хорошему кандидату. При этом иногда претензии специалистов достигают $3000-4000 и более. Но рынок диктует свои законы, и работодатели даже в условиях дефицита кадров вряд ли будут переплачивать. В большинстве случаев заработная плата очень опытного профи не превышает среднерыночный показатель на 30 %.
И все же работодатели, которым удалось не переплатить на старте, оказываются в сложном положении, когда сталкиваются... с шантажом. "Склонностью к шантажу славятся грамотные "билетчики" - менеджеры по бронированию и продажам авиабилетов, - говорит Карина Яковлева. - Они нередко обращаются к рекрутерам, якобы желая переменить работу, а на самом деле - изучают рынок. Получив около 10 предложений, они возвращаются в свою компанию и требуют прибавки к зарплате". Эту операцию некоторые специалисты проводят как минимум раз в год, а то и чаще. И руководителям приходится соглашаться, так как затраты на закрытие вакансии будут выше. "Недавно наш клиент "купил" двух "билетчиков" с 3-х месячным опытом работы. Но на старте они сразу же запросили по 30 000 рублей - и получили эту зарплату, хотя их реальная стоимость не составляла и 15 000", - вспоминает г-жа Яковлева.
-
В сообществе туроператоров ходят слухи, что крупные компании "Натали-турс" и TEZ tour, планируют расширить сферу своих интересов и сосредоточиться на самых крупных туристических центрах: островах Крит, Родос, Корфу, Кос.В свою очередь международный холдинг OTI на старте летнего сезона приобрел туроператор "АКласс", специализирующийся на отдыхе класса deluxe в Турции. Теперь в структуру холдинга входят три оператора: Sunmar предлагает туры эконом-класса, Coral Travel - туры категории remium, "АКласс" - индивидуальный отдых "люкс".
По информации www.tourdom.ru
и информационно-аналитической службы "БАНКО"
Карьера в узком кругу
Если вы не планируете открывать собственную туристическую компанию, то строить карьеру придется шаг за шагом. Не важно, какую должность вы займете вначале, все равно первый год уйдет на то, чтобы понять специфику бизнеса "изнутри", приобрести полезные знакомства, освоить нюансы, связанные с профессией. Тем, кто получил профильное образование, будет несколько легче, так как многие ситуации им уже знакомы хотя бы в теории. Шансы на быструю карьеру повышаются, если вы начинаете работу в крупной компании, входящей в число лидеров рынка, где нередко существуют программы развития сотрудников.
Между тем, рассчитывать на вертикальный "взлет" в туризме вряд ли стоит, поскольку туристические компании зачастую имеют плоскую управленческую структуру: гендиректор и сотрудники "второго эшелона". Дорасти от рядового специалиста до топа трудно, а то и попросту невозможно. Все что вам остается - строить "горизонтальную" карьеру: увеличивать знания и опыт, одновременно повышая собственную профессиональную стоимость. Классическая карьера в туризме может выглядеть так: менеджер по бронированию - специалист по турдизайну или разработчик туристических маршрутов - владелец собственного бизнеса.
Заработная плата специалистов в сфере туризма, $
Позиция
|
Уровень заработной платы
|
Менеджер по бронированию авиабилетов
|
800-1100
|
Менеджер по деловому туризму и приему иностранных гостей
|
800-1200
|
Менеджер по продажам
|
800-1500
|
Специалист по формированию пакетов услуг, разработке направлений
|
800-1500
|
Руководители (директора), ведущие менеджеры
|
1000-3500
|
Гид
|
1200-1500
|
|