Кто может называть себя менеджером, а кому следует обозначать себя как специалиста?
Инна Суматохина
Источник: Headhunter Magazine
У российских компаний нет единого информационного пространства, как в западных фирмах, которые при указании позиции сотрудника придерживаются стандартов, принятых во всем мире. Каждая российская структура имеет свою систему грейдов и свое штатное расписание, где даже незначительная должность может получить название директора. Я лично знаю одну фирму, в "департаменте" которой работают два человека - директор и его заместитель.
Подобный вопрос очень часто волнует не только любознательных сотрудников, стремящихся выяснить, каков же их статус на самом деле, но и в особенности тех, кто озадачен поиском работы, а посему вынужден составлять резюме и посещать собеседования. В частности, читательница «Энциклопедии карьеры» Мария Антонова рассказывает: «Я нахожусь в активном поиске работы, собираю и анализирую информацию, и вот что заметила: многие соискатели при составлении резюме, отклике на вакансию, на собеседовании с рекрутерами называют себя менеджерами, по сути, ими не являясь. Разве это не говорит о некомпетентности кандидата? На мой взгляд, такая путаница понятий должна производить не очень хорошее впечатление на потенциального работодателя. Так кто же может с полным на то основанием называть себя менеджером, а кому следует обозначать себя как специалиста?»
Такая подмена понятий использовалась и используется прежде всего для придания определенной статусности и значимости позиции в небольших российских компаниях.
Такое смешение понятий произошло в начале 1990-х, когда стали появляться первые совместные предприятия и частные фирмы. Самой распространенной менеджерской позицией того времени, равно как и сейчас, являлась должность менеджера по продажам. Причем на тот момент специалистов по продажам не готовил ни один вуз, и такую вакансию обычно занимал человек, обладавший определенным набором деловых качеств, таких как коммуникабельность, умение налаживать связи и так далее. А понятие «специалист» подразумевает наличие специального образования.
На мой взгляд, такая подмена понятий использовалась и используется прежде всего для придания определенной статусности и значимости позиции в небольших российских компаниях, которым достаточно трудно конкурировать с западными предприятиями. Если проанализировать, кто такой менеджер, то это линейный или функциональный руководитель, хотя при этом сотрудники, занимающие данную должность в российских организациях, являются просто специалистами, которые руководят только собой.
В западных компаниях «менеджером» может называться лишь тот, кто действительно осуществляет управленческие функции, а позиция специалиста по продажам часто называется representative – то есть представитель, несмотря на то, что сотрудник может вести довольно много контрактов и сделок в отличие от его российских коллег. Зачастую случается и так, что последние при долгожданном переходе из российской компании в западную бывают несколько разочарованы новой трактовкой своей должности. Некоторым удается, правда, договориться, чтобы на визитке был обозначен «менеджер», однако в трудовой книжке, как и в штатном расписании, указывается «представитель».
Проблема состоит еще и в том, что у российских компаний нет единого информационного пространства, как в западных фирмах, которые при указании позиции сотрудника придерживаются стандартов, принятых во всем мире. Каждая российская структура имеет свою систему грейдов и свое штатное расписание, где даже незначительная должность может получить название директора. Я лично знаю одну фирму, в «департаменте» которой работают два человека – директор и его заместитель. Еще есть банк, где 39 из 40 присутствующих в одной комнате сотрудников находятся в статусе вице-президента, по крайней мере так написано на визитках.
А должность «менеджер» в общероссийском классификаторе профессий уже есть, причем наибольшее количество таких позиций наблюдается именно в области продаж.
|