Наряд вне очереди
Виктория Юхова
Источник: Итоги
Корпоративная вечеринка, гимн, этика, а теперь еще и корпоративная форма одежды. Если вы забыли, что такое школьная форма и что значит "одеваться, как положено", - готовьтесь к дежавю. Поскольку современные работодатели уверены, что имидж их компании зависит во многом от того, как выглядят и какое впечатление производят сотрудники
Тем работникам, которые непосредственно общаются с клиентами, униформа необходима, чтобы их можно было сразу отличить от покупателей или пассажиров
(Фото: Владимир Валишвили/Глаз Грузии/PHOTOXPRESS.RU)
Картина первая. Открывается дверь, и тут вхожу я - вся в белом... Шеф целует мне ручку, коллеги женского пола умирают от зависти и одновременно млеют от неземной красоты моего одеяния. Я парю по офису, непринужденно отвечаю на телефонные звонки и восхищаюсь своим отражением в зеркале... Был мне на днях сон, что именно такую униформу ввели у нас в конторе. Для кого-то это сон, а для кого-то самая настоящая явь. Тенденция последнего времени: все больше российских фирм одевают своих сотрудников в одежду единого образца, делая их носителями информации о компании. "У нас еще никогда не было столько заказов. Причем идут они не только от ресторанов, традиционно использующих униформу, но и от банков, страховых и юридических компаний", - говорит Мария Милованова, глава фирмы "Беллисима", специализирующейся на пошиве корпоративной одежды. Одним из главных признаков того, что производство униформы становится перспективным, является тот факт, что за разработку корпоративного стиля компаний берутся известные дизайнеры. На Западе такая вещь практикуется давно. Например, Валентино был автором формы для стюардесс авиакомпании Southwest Airlines, Кристиан Лакруа - для Air France, Джулиан Макдональд - для British Airways. У нас одним из самых известных фактов стало приглашение Виктории Андреяновой к разработке униформы для стюардесс "Аэрофлота". За дизайн формы Министерства обороны намерен взяться Валентин Юдашкин. "Итогам" совершенно точно известно, что различные российские модельеры - как именитые, так и начинающие - охотно берутся за выполнение подобных заказов. Совсем недавно, к примеру, таким образом осуществил разработку фирменного стиля один всем знакомый производитель соков. Следует отметить, что для компании, решившей переодеть сотрудников в одинаковую одежду, это связано с существенными расходами - в зависимости от амбиций модельера разработка дизайна для компании количеством в 20 человек может стоить от 100 тысяч долларов.
Творческий подход
Вообще-то корпоративная одежда - дело тонкое. Визуальное впечатление - первое и самое яркое. Кроме того, униформа помогает идентифицировать фирму, выделить ее из ряда других. В идеале одежда сотрудников рассказывает клиентам о роде деятельности и основных принципах работы компании. Впрочем, внедряется и приживается корпоративная одежда в России не так просто и радостно. Моя подруга училась в авиационном институте, студенты которого должны были носить форму - темно-синюю, с металлическими пуговицами и погонами, в общем, со всей романтической атрибутикой. Весь первый курс она не торопилась ее снимать и даже ходила в ней с друзьями в кафе. К третьему курсу от любви к форме не осталось и следа - надоело. Когда ее сокурсницу на улице маляр облил краской, та потратила деньги на дорогую химчистку, только бы получить справку, что форма испорчена, и основание целую неделю ходить в "гражданке". Все, кто помнит школьную форму, к любой стандартной одежде испытывают глухую неприязнь. "Если многие привыкли, что стюардессы, официантки, горничные носят униформу, то внедрение общих стандартов внешнего вида, в том числе единой корпоративной одежды, например во фронт-офисах банка, не всегда воспринимается сотрудниками с пониманием, - объясняет Наталья Найденская, президент ассоциации специалистов Personal Shopping, заведующая кафедрой имиджеологии Московского государственного университета культуры и искусства. - В нашей стране любую уравниловку расценивают неоднозначно. Сказывается историческое прошлое, когда всех хотели сделать одинаковыми, и поэтому сейчас каждый пытается выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность". Так что к разработке корпоративной одежды необходимо подходить творчески, и, самое главное, сотрудники должны гордиться тем, что работают в этой компании. Тогда и форма будет восприниматься положительно.
(Фото: АЛЕКСАНДР ИВАНИШИН)
Для сотрудников филиалов иностранных компаний в России выбора не остается - они должны носить форму, принятую в головной фирме. Так, например, международная компания DHL еще с момента образования - в 1969 году - завела для своих работников единую одежду в бело-красной цветовой гамме. "Униформа курьеров не раз изменялась, становясь более удобной и соответствующей условиям труда, - говорит супервайзер отдела наземных операций станции "Никита" DHL Илья Чурсин. - В 2002 году после покупки DHL корпорацией Deutsche Post World Net сменился фирменный стиль, и с тех пор курьеры носят форму желто-красного цвета". Правда, для каждого региона разработан свой стандарт - в основном это обусловлено климатическими особенностями стран. В России, понятно, есть зимняя и летняя форма.
А что фирмы, рожденные в России? Компания МТС, к примеру, тщательно подошла к этому делу и провела исследование среди клиентов. Абсолютное большинство высказалось против униформы, но за корпоративные аксессуары, чтобы с их помощью можно было четко отделить сотрудников от покупателей. "Разрабатывая корпоративный стиль, мы учли пожелания клиентов и идею бренда. Компания "АВС" придумала для нас фирменные аксессуары - платки для женщин и галстуки для мужчин в красно-белой гамме; все сотрудники обязательно носят белую рубашку, - поясняет пресс-секретарь ОАО "Мобильные ТелеСистемы" Ирина Осадчая. - Специалисты салонов-магазинов - единственные представители компании, с которыми наши клиенты общаются лично, поэтому помимо профессионализма важную роль играет внешний вид. Корпоративный стиль отражает основные ценности нашей компании - стремление к лидерству". Как известно, красный цвет выражает агрессию, вызов, то есть фирмы, которые его используют, воспринимаются как претенденты на первые позиции на рынке.
Примечательно, что компания "ВымпелКом", решившаяся в 2005 году на ребрендинг, несет другой "месседж" клиентам. "Своим внешним видом наши сотрудники должны доносить в первую очередь основные ценности нашего бренда - это дружелюбие, простота, эффективность. Мы хотим привнести в жизнь наших клиентов положительные эмоции - начиная с яркого логотипа и заканчивая высоким уровнем сервиса. Главное не только, что получает у нас клиент, но и каким образом. А поскольку фирменные цвета у нас яркие, решили ограничиться отдельными элементами - галстуками и шарфиками", - комментирует пресс-секретарь "ВымпелКом" Екатерина Осадчая.
Донести нужный посыл до клиента через внешний вид сотрудников - большое искусство, ведь, как известно, значительную часть информации человек получает визуально. На Западе эта наука осваивается давно, выработаны правила и закономерности. "Сотрудники должны производить впечатление, соответствующее имиджу компании, - отмечает Наталья Найденская. - Условно можно выделить три направления: консервативное, коммуникативное, креативное". Консервативный вид деятельности - государственная служба, кредитно-финансовая область. Сотрудникам следует выглядеть компетентными, надежными, традиционными, авторитарными. Одежда - классического стиля, высокого качества, в основном нейтральных цветов (все оттенки серого, синего, коричневого, оливкового, для лета - бежевого). Коммуникативный вид деятельности - консалтинг, продажи, обучение, СМИ. Впечатление - дружелюбное, доверительное, доступное. Одежда - современная, комфортная, демократичная, базовых цветов (синий, малахитовый, фиолетовый). Креативный вид деятельности - индустрия моды, реклама. Впечатление - эпатажное, индивидуальное. Одежда - модная, эксклюзивная, актуальных цветов.
(Фото: АЛЕКСАНДР ИВАНИШИН)
Как убеждена Наталья Найденская, корпоративная одежда в любом случае не должна быть скучной. Многое зависит от того, как позиционирует себя учреждение. Если, скажем, банк делает ставку на профессионализм, традиции, респектабельность, то корпоративные цвета должны быть глубокими, аксессуары и ткани - дорогими. Если же банк хочет представить себя как современную, высокотехнологичную, динамично развивающуюся компанию, то можно использовать в качестве акцентов яркие цвета, смелые сочетания, модный крой.
Примечательно, что многие компании заказывают сегодня для сотрудников ресепшенов и фронт-офисов целые комплекты: для женщин - пиджак, юбка, брюки, блузка; для мужчин - пиджак, брюки, сорочки, галстуки. Например, недавно некий московский банк заказал костюмы цвета морской волны с красной буквой М. Как отмечает модельер Мария Милованова, если компания выбирает черные костюмы, она старается сделать броский акцент вроде ярко-голубого галстука или оранжевого канта. "В любом случае сотрудники компаний, работающие с юридическими лицами, не должны одеваться дешево. Только качественные ткани и дорогие аксессуары", - считает Мария Милованова.
Туфли для стюардессы
Сотрудникам компаний, в которых принята униформа, нужно носить ее обязательно. Хотя многим это нравится. "Когда я прихожу с работы и снимаю служебный пиджак, то одновременно отключаюсь от производственных проблем, - говорит Игорь, работающий в страховой компании. - А когда я его надеваю, то настраиваюсь по-деловому. Наверное, можно сказать так: я в корпоративном костюме и я в своей одежде - немного разные люди. И это даже удобно. Помогает разделять личную жизнь и работу". Еще, конечно, любят форму новички, наконец почувствовавшие себя принятыми в некое профессиональное сообщество.
Самое большое мучение - если одежда оказывается неудобной. Конечно, трудно говорить о комфортности корпоративного костюма, к примеру, "человека-чебурека". Но к повседневной одежде сотрудников авиакомпании совсем другие требования. "Несмотря на всю свою привлекательность, наша униформа меня быстро разочаровала. Она не продумана с точки зрения носки, я уже не говорю о том, что мы в ней чуть ли не спим во время длительных перелетов, - рассказывает стюардесса крупной российской авиакомпании Светлана. - Дело в том, что летние юбки, как и зимние, у нас сшиты из шерсти. Сами представляете, каково это в жару... А еще в сочетании с темными колготками (бежевого цвета нельзя - это нарушение формы). Многие мучаются с брюками - у них слишком высокая талия, девушки их переделывают, вшивают резинки. Кроме того, неудачно сделан рукав у блузки - он в три четверти и пережимает локтевой сустав. Ну и туфли. Если высота каблука выбрана правильно - 5-6 сантиметров, то колодка на редкость неудобная... Обидно: мы во время учебы так мечтали поскорее надеть эту форму, и - сплошное разочарование!"
(Фото: Сергей Тягин)
Надо сказать, что многие компании все же прислушиваются к мнению своих работников об униформе. Например, в DHL регулярно проводится широкомасштабный опрос, в ходе которого члены трудового коллектива могут высказаться и по поводу униформы. В качестве последнего примера Илья Чурсин приводит такой: по желанию курьеров компании изменен фасон их форменных брюк.
Понятно, что у каждого человека чисто индивидуальные требования к одежде, и в принципе отдельные жалобы компания может проигнорировать. Правда, есть такой нюанс: представьте, какое "лицо фирмы" продемонстрирует сотрудник, которому жмут туфли. Кроме того, специалисты советуют не создавать слишком жесткие правила и давать возможность сотрудникам проявлять индивидуальность, хотя и в рамках корпоративного стиля.
ВРЕЗ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Вам горностай не положен
Одеваться согласно определенным правилам люди начали еще в Средние века. Собственно, рыцарские одеяния уже можно считать зачатками корпоративной формы. В России принципы создания униформы установил Петр I. Он ввел понятие моды, в частности немецкой, а в самом начале XVIII века издал указ, где перечислялись все виды одежды, которые могут носить русские люди. Причем оговаривалось буквально все - от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. Делалось это из практических соображений: считалось, что именно немецкий костюм отвечал духу времени, эпохе преобразований и строительства. Одновременно вводились и запреты: например, только императрица могла "убирать алмазами обе стороны головы", все остальные - только левую. И только царице можно было носить горностаевые меха с хвостиками.
В петровские же времена появилась и корпоративная одежда почтовых работников. Основным цветом был зеленый, позже сменившийся на синий.
Форменная одежда чиновников на Руси также отличалась в зависимости от ранга и несла информационную нагрузку. Говорящей была каждая деталь - золотое или серебряное шитье на мундирах чиновника, какие звездочки на воротниках и как они расположены, есть ли шитье, канты вокруг воротника и так далее - об этом были написаны целые тома.
Большое распространение корпоративная одежда получила в советское время: она была в ходу у железнодорожников и работников общепита. С развалом государственных предприятий в эпоху больших перемен стало не до формы, но сейчас она возвращается - уже наполненная другим смыслом.
|