Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

В чем состоят особенности корпоративной культуры западных и российских компаний?


Инна Суматохина
Источник: Headhunter Magazine

Интерес к корпоративной культуре в западных и российских компаниях вполне закономерен, поскольку от того, какие принципы исповедуются руководством, на каких основах строится рабочий процесс, во многом зависит удовлетворенность сотрудника своей трудовой деятельностью и карьерным развитием в целом. Поэтому знание особенностей "личной жизни" компании позволит соискателю сопоставить свои приоритеты с системой ценностей работодателя и в конечном счете избежать развода из-за "несовпадения характеров". Однако многое зависит и от уровня позиции, на которую "баллотируется" претендент.

Процесс формирования корпоративной культуры в российских компаниях очень похож на развитие нашей страны в целом, ее политической системы и гражданского общества. Он происходит с учетом заимствования западного опыта, и в то же время на него оказывают влияние особенности российского характера, мировоззрения акционеров и топ-менеджеров. Для того чтобы «пропитаться» ценностями компании, нужны изменения в самосознании, приверженность и последовательность, а для этого требуется время, должно смениться несколько поколений, это огромная работа на будущее организации. Корпоративная культура в наших компаниях еще слишком молода, а во многих только формируется. Западные же фирмы переносят на отечественный рынок достижения десятилетий. В связи с этим отличия прежде всего состоят в том, что западная культура понятна и прозрачна, а в российских компаниях больше стихийности и неопределенности.

Чем серьезнее должность, тем менее принципиальным становится для ее обладателя происхождение компании.

Я бы разделила западные компании на европейские, американские и азиатские. Европейские, на мой взгляд, – самые забюрократизированные, американские – самые демократичные. Так, в последних не принято обращение на «Вы», и в списке адресов электронной почты вы сможете найти координаты всех сотрудников – от секретаря до генерального директора, а следовательно, написать письмо и обсудить проблемы. Тем самым провозглашается принцип «открытых дверей»: в любой момент можно прийти к руководителю и решить любые вопросы. Есть компании, например, где соблюдается 40-часовая рабочая неделя, но планировать день сотрудник может по своему усмотрению. Или, допустим, в компании Google, являющейся лучшим работодателем 2006 года, можно приходить на работу со своими домашними животными. Азиатские компании отличает семейственность и иерархичность, а также медленное взвешенное принятие решений. Я знаю одно японское представительство, где позиции финансового и коммерческого директоров уже почти десятилетие занимают муж и жена.

В конечном итоге, то, какой компании отдать приоритет, зависит от ваших склонностей, склада характера, жизненных ценностей. Наша статистика свидетельствует о том, что западные фирмы более привлекательны для соискателей (в особенности, если они уже имели подобный опыт работы) своей предсказуемостью, культурой отношений и, в первую очередь, элементарной вежливостью. Однако такой тренд сохраняется лишь до определенного уровня позиций. Чем серьезнее должность, тем менее принципиальным становится для ее обладателя происхождение компании: на высоких постах решающую роль уже играют задачи и проекты, в которые будет вовлечен потенциальный кандидат, а также совпадение его видения ситуации со взглядами акционеров или генерального директора.

Есть один интересный пример: в крупной российской частной компании, где топ-менеджеры – экспаты, а руководители предприятий, входящих в структуру, – российский менеджмент, решение о назначении кандидата принимали именно экспаты. На деле же новому сотруднику 90% своего рабочего времени пришлось взаимодействовать с «крепкими российскими хозяйственниками», саботировавшими вышестоящие решения. Поначалу ему было тяжело, однако он нашел общий язык и с теми, и с другими, и сейчас прекрасно справляется со своими обязанностями, поскольку удалось наладить хорошие взаимоотношения.

Автор - управляющий партнер компании MarksMan

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru