Вычислить психа
Кэрол Хаймовиц
Источник: http://www.ruptur-russia.ru
Утром 17 апреля 2007 г. один из студентов Вирджинского политехнического университета застрелил двух коллег в общежитии, а затем зашел в один из классов и расстрелял присутствующих. Погибли 33 человека, еще несколько человек были ранены. Эти трагические события еще раз поставили вопрос: как своевременно заметить опасные отклонения в поведении сослуживцев?
Нельзя оставлять без внимания вспышки гнева, немотивированные оскорбления и запугивания со стороны коллег, говорит Кармелина Прокачини, вице-президент по кадрам компании — производителя ПО Pegasystems. По ее словам, она постоянно напоминает менеджерам всех уровней о необходимости предупредительной работы с коллегами. “Мы учим менеджеров не рисковать, — говорит она. — Служба персонала компании всегда готова отреагировать на сигнал о сотрудниках, находящихся в состоянии стресса или представляющих опасность для окружающих”.
И Прокачини не одинока. После событий в Вирджинии менеджеры по персоналу американских компаний считают вопрос безопасности на рабочих местах одним из важнейших. “Если ты годами сидишь рядом с человеком и вдруг он становится раздражительным или погружается в депрессию, перестает разговаривать с окружающими, то это заметно и долго терпеть это невозможно, потому что качество твоей работы может зависеть от качества его работы”, — говорит Уильям Нолан, партнер по трудовому законодательству юридической компании Squire Sanders & Dempsey, расположенной в Коламбусе, штат Огайо.
Руководителям следует помнить, что “редко бывает, чтобы посторонний человек зашел с улицы и начал стрелять”, говорит Роджер Брансуик, психиатр и президент нью-йоркской компании Hayes Brunswick, занимающейся консультациями в области управления: “К насилию обычно переходят не сразу, а после грубости, запугиваний и угроз”.
Шансы столкнуться с насилием на рабочем месте можно снизить, если внедрить специальные программы предотвращения насилия, говорит Брансуик.
В январе охранник здания Pitney Bowes в Фениксе ушел с работы, а через несколько дней вернулся на рабочее место и расстрелял сотрудника, которого взяли на его место. Теперь Pitney Bowes просит субподрядчика более тщательно проверять персонал.
После этого случая Pitney Bowes открыла телефонную линию помощи, куда любой сотрудник может анонимно позвонить, если его беспокоит непредсказуемое или раздражительное поведение коллеги, если коллега злоупотребляет алкоголем, наркотиками или находится в депрессии. “Мы решили, что лучше, если сотрудники будут знать, что они могут позвонить и поделиться беспокойством, чем сидеть на рабочем месте напуганными до смерти”, — говорит Мишель Коулман Майес, старший вице-президент компании. Сотрудники службы персонала осторожно расследуют жалобы.
Менеджерам среднего звена в Pitney Bowes предлагают специальный курс обучения, посвященный тому, как распознать признаки стресса у сотрудников. “Люди приносят на работу личные проблемы: от семейных размолвок до противоречивых диагнозов, и далеко не всегда они в состоянии справиться с ними самостоятельно”, — говорит Майес. В Pitney Bowes также работает психолог, к которому могут обратиться служащие.
Если сотрудник находится в состоянии сильного стресса или потенциально опасен, менеджер может предложить ему посетить консультацию специалиста по психическому здоровью, перейти на другую должность, взять отпуск, в крайнем случае он может уволить этого человека. “Мы вынуждены спрашивать себя, что соответствует интересам всех наших сотрудников, ведь мы отвечаем за безопасность каждого”, — говорит Майес.
Федеральные законы о неприкосновенности личной жизни запрещают работодателям просматривать медицинские карты работников. Но в большинстве штатов законодательство требует от работодателей обеспечить безопасность на рабочем месте, поэтому они могут бороться, например, с проявлениями грубости на работе — вплоть до увольнения злостных нарушителей.
Хорошие менеджеры должны быть наблюдательными, уметь слушать и обязаны не игнорировать проблему. “Они понимают, когда человек сбит с толку и когда он готов сорваться с цепи, они разговаривают с таким работником, предлагают помощь и не дают ему остаться в одиночестве”, — говорит Джеймс Хартер, старший научный сотрудник подразделения международного управления Gallup Organization.
Билл Макдермотт, президент и генеральный директор компании SAP, Americas and Asia Pacific/Japan, когда-то на своей первой работе заметил, что одна из самых эффективных сотрудниц вдруг стала невнимательной в первой половине дня. Макдермотт спросил ее, в чем дело, но она отрицала, что у нее проблемы. Однако работала все хуже. В конце концов она призналась, что употребляет наркотики. Макдермотт привел к ней менеджера по персоналу, чтобы та ее проконсультировала. Вскоре сотруднице пришлось уволиться, чтобы пройти длительный курс лечения, но, покидая компанию, она искренне поблагодарила Макдермотта за то, что он не проигнорировал ее проблему, рассказывает он.
В Pegasystems на ежеквартальных встречах высшее руководство всегда интересуется, не замечал ли кто, что поведение кого-то из сотрудников внезапно изменилось или кто-то переживает трудные времена, говорит Прокачини. “Если вы беспокоитесь о физической безопасности людей и их эмоциональном благосостоянии, эти вопросы нельзя откладывать на потом”, — говорит она.
|