В быстром потреблении виноваты "шопоголики"
Игорь Ким
Источник:
"Быстрое потребление" – это всего лишь миф. В действительности российские семьи меняют свой автомобиль раз в 12 лет, телевизор – раз в 10 лет, а новый мобильник граждане покупают раз в 2,5–3 года. По крайней мере, так утверждает председатель гильдии маркетологов Игорь Березин.
Покупательский бум, охвативший планету, породил новый термин – "быстрое потребление". В погоне за модой и престижем человек требует все больше новинок, меняя вещи с калейдоскопической быстротой. Однако статистика растущих продаж обманчива, считает председатель гильдии маркетологов, член совета директоров "Ромир" Игорь Березин.
Хотя бы одним автомобилем в России владеют 18,5–21 млн семей, при этом 2–2,5 млн "ячеек общества" имеют по две-три машины. В прошлом году в стране было продано 2 млн "условно-новых" автомобилей (в их число входят и ввезенные из-за рубежа подержанные иномарки).
Пусть 200 тыс. новых авто купили те, у кого раньше их вообще не было, еще 300 тыс. – богатые россияне, рассуждает Березин. Тогда на долю 18 млн автовладельцев остается всего 1,5 млн машин. Делим 18 на 1,5 и выясняем: российская семья среднего класса может обновить своего "железного коня" раз в 12 лет.
Аналогичная история и с сотовыми телефонами. Мифологема гласит: "правильные пацаны" меняют мобилу раз в три месяца, ну, самый край, раз в полгода". Но это далеко не так. Средний срок службы мобильника у нас составляет 2,5–3 года. А телевизоры живут по 10 лет – и это если не брать в расчет семьи, живущие за чертой бедности.
"Возможно, на просторах нашей необъятной Родины и проживает некоторое количество "сороконожек" типа Пэрис Хилтон или Кэри Брэдшоу, приобретающих по 100 пар обуви в год, – подытоживает Березин. – Однако остальные россияне покупают одну-две пары, каждую из которых носят 3–6 лет. И на Западе – та же фигня. Американцы таскают свои любимые кроссовки вообще по 10 лет, пока они в хлам не развалятся".
Чем опасен миф о быстром потреблении? Ориентируясь на "шопоголиков", производители все сильнее "отрываются от народа", то есть среднего класса. И потребители в долгу не остаются – они разочаровываются в брендах, падает лояльность к маркам и компаниям, растет интерес к скидкам и распродажам. На всем этом теряются большие деньги.
|