Случай с озеленителями
Владимир Федорин
Источник:
Хотите демотивировать сотрудника — повысьте ему зарплату. В правильности этого рецепта убедился не один работодатель. У экономистов есть объяснение этому диву.
С их точки зрения, подорожавший сотрудник теряет стимулы к увеличению производительности труда: вместо того чтобы тратить больше усилий в единицу времени (или больше времени для достижения результата), начинает расходовать рабочие часы более вальяжно. Расслабляется, одним словом.
Отец современной социологии Макс Вебер сказал бы, что несознательного сотрудника просто не осенил творческий дух капитализма. Желая проиллюстрировать разницу между капиталистическим и традиционным сознанием, Вебер сто лет назад рассказывал быль про поденщиков, которые в ответ на повышение расценок на сдельную работу не увеличивают, а снижают выработку — ровно настолько, чтобы получать те же деньги, что и раньше.
Современным предпринимателям на каждом шагу приходится иметь дело с такими вот пережитками традиционализма. Как показал нобелевский лауреат Джордж Акерлоф, решение переплатить вполне рационально: премия к рынку настраивает сотрудника на то, чтобы относиться к своей работе в фирме как к долгосрочному решению. Но что делать, если поджимают сроки? Можно, конечно, пообещать премию на случай, если аврал будет вовремя ликвидирован. Но можно поступить и ровно наоборот — дать деньги авансом, и “люди к тебе потянутся”.
Этот удивительный результат получили Шарль Бельмар и Брюс Ширер из Университета Лаваля в Квебеке в ходе естественного эксперимента. Полигоном для исследования стала фирма, специализирующаяся на озеленении. Форма оплаты труда — сдельная: доход работника (в среднем $200 в день) строго пропорционален количеству посаженных деревьев. Ради науки было сделано одно-единственное исключение: вдобавок к регулярному заработку сотрудники неожиданно получили по $80. Им объяснили, что фирма решила сделать им подарок и это больше не повторится. Затем исследователям оставалось только проследить, как подарок повлияет на производительность труда.
Выяснилось, что чувство благодарности для наемных работников — не пустой звук. Несколько дней после получения премии их выработка была выше, чем обычно, причем скачок в производительности был заметнее всего у сотрудников с наибольшим стажем работы в фирме. Бельмар и Ширер объясняют это тем, что премия была воспринята именно как подарок и работники считали своим долгом что-то подарить работодателю в ответ. Они оказались скупее, чем компания: увеличив производительность, каждый работник повысил доход фирмы в среднем на $40,7. Что ж, иногда лучше переплатить персоналу, чем потерять выгодного заказчика.
|