Зарплаты грузчиков растут со скрипом
Татьяна Горячева
Источник:
Представители неквалифицированного труда уже не первый год наиболее дефицитны на рынке труда. Причем если до недавней поры массу таких вакансий были готовы занять мигранты, которые соглашались на любую работу, то теперь, когда государство строго взялось за наведение порядка в соблюдении миграционного законодательства, прошедшие через процедуру официального оформления приезжие вполне могут претендовать на более престижные рабочие места. А стало быть, востребованность тех же грузчиков остается весьма актуальной.
Москва
И, тем не менее, нельзя сказать, чтобы зарплаты в этом сегменте рынка росли столь уж заманчивыми темпами (см. таблицу). За полгода – всего примерно на полторы тысячи рублей. Хотя если посмотреть с несколько иного ракурса – ситуация здесь все-таки достаточно оптимистична. Ведь если летом прошлого года почти 10% работодателей предлагали претендентам на вакансии грузчиков 8000 рублей, то сегодня таких и зарплат не осталось: минимум – 9000 рублей. Более половины работодателей считали полгода назад, что таким работникам достаточно платить 8600-11400 рублей или еще меньше, тогда как теперь таких убеждений придерживается лишь треть из них. То есть можно утверждать, что произошли серьезные структурные изменения в оплате труда грузчиков. Наниматели пусть и не спешат повышать максимальные ставки, однако все большее их число понимает, что маленькие зарплаты не способны привлечь желающих на такой тяжелый и малопочтенный труд.
Динамика роста зарплат грузчиков
|
Июнь
2006 года
|
Март
2007 года
|
Минимальное
предложение
|
8000 рублей
|
9000 рублей
|
Максимальное
предложение
|
19000 рублей
|
18000 рублей
|
Средняя
зарплата
|
11468 рублей
|
12825 рублей
|
Структура зарплат, предлагаемых грузчикам
От 9000 рублей
|
10%
|
От 10000 рублей
|
10%
|
От 11000 рублей
|
10%
|
От 12000 рублей
|
30%
|
От 14000 рублей
|
20%
|
От 16000 рублей
|
20%
|
Видимо, поэтому достаточно широк спектр социальных удовольствий, которые предлагают грузчикам вкупе с зарплатой. Так, более трети работодателей (35%) предлагают бесплатное или льготное питание, 27% гарантируют обеспечение униформой, 23% - соцпакет, а 19% - оформление в соответствии с трудовым законодательством. Оплату проезда или подвозку и премии обещают по 7% работодателей.
Требования к кандидатам в грузчики достаточно скромны: треть работодателей желают видеть на такой позиции граждан РФ (при этом 15% из них согласны на граждан Беларуси), около четверти настаивают на наличии регистрации в Москве или Московской области, а 8% напоминают, что примут работника лишь при отсутствии у него вредных привычек.
Что касается возраста претендентов, то здесь наниматели не капризны. Только 45% из них останавливают на этом свое внимание, причем почти все готовы принять людей до 50 лет, а порой и до 55 лет, лишь изредка речь идет о 35-45-летних. Нижняя возрастная планка начинается с 18-20 лет.
Санкт-Петербург
Совсем недавно грузчики занимали первые позиции в «горячей десятке» самых востребованных в нашем городе профессий. Но вот последние пару месяцев их сменили представители других профессий, и не исключено, что причиной этому – приличный рост зарплат у данной категории работников (см. таблицу).
Динамика роста зарплат грузчиков
|
Июль
2006 года
|
Март
2007 года
|
Минимальное
предложение
|
6000 рублей
|
8000 рублей
|
Максимальное
предложение
|
20000 рублей
|
20000 рублей
|
Средняя
зарплата
|
9265 рублей
|
12478 рублей
|
Структура зарплат, предлагаемых грузчикам
От 8000 рублей
|
9%
|
От 10000 рублей
|
22%
|
От 12000 рублей
|
25%
|
От 13000 рублей
|
12%
|
От 14000 рублей
|
13%
|
От 15000 рублей
|
10%
|
От 16000 рублей
|
9%
|
Причем если минимальное предложение по зарплате выросло на треть и почти на столько же – среднее, то значительно изменилась и структура предлагаемых оплат. Полгода назад более трети петербургских работодателей считали, что грузчикам достаточно платить до 10000 рублей, а сегодня таких осталось лишь 9%. Минувшим летом только 34% работодателей предлагали грузчикам оплату труда выше средней, а теперь таких 44%, и это учитывая, что средний уровень зарплат значительно изменился в сторону увеличения.
Правда, разрыв между максимальными и минимальными предложениями по зарплате остается большим, однако, вникнув в суть предложений работодателей, удивляться этому не приходится. Скажем, если вас зовут в компанию, где производят или продают одноразовую посуду или детские игрушки, понятно, что груз это нетяжелый, так что и зарплата соответствует предполагаемым физическим затратам. То же с небольшими предприятиями торговли, куда грузчик хоть и требуется на полный рабочий день, однако понятно, что он будет таскать тяжести не все 8 часов, а лишь по мере подвоза товаров.
Другое дело, когда речь идет о металлических болванках, которые предстоит перемещать по цеху, или автозапчастях, которые тоже довольно увесисты, либо о работе на крупных складах, где минуточки свободной не бывает. Здесь ритм работы довольно интенсивный, поэтому и зарплаты выше.
Завидовать тем, кто получает больше, право, не стоит. Скажем, вы готовы в одиночку на собственном горбу тащить на 10-й этаж двухкамерный холодильник? Или связку книг килограммов на 60–100? Или рояль, пусть даже с напарниками? Понятно, что за такую работу платят очень прилично, однако многие наверняка предпочтут заботу о здоровье, чем длинные рубли, которые потом, возможно, придется тратить на лекарства.
Есть еще одна категория грузчиков, которые зарабатывают более чем хорошо. Это представители крупных производственных компаний, к тому же по большей части умеющие работать на автопогрузчике. Скажем сразу, такие вакансии появляются не часто, поскольку, попав на такую работу, люди за нее держатся – она обеспечивает им довольно высокий уровень жизни.
Повторюсь, подобные вакансии появляются редко, хотя у претендентов на позицию грузчика может сложиться впечатление, что заработать на переноске тяжестей можно очень неплохо в любой момент. Стоит лишь откликнуться на объявления, в которых предлагается 500 рублей за час работы или более 3000 рублей за смену. К тому же «добрые» работодатели обещают позаботиться и о жилье, и о регистрации, если кандидат окажется иногородним. Понятно, что такие завлекухи мутят разум. А было бы неплохо задуматься, откуда столь щедрые посулы? Почему сами питерцы не становятся в очередь за такими зарплатами? Да потому, что их не бывает в природе. Подобные предложения – всего-навсего «крючок» для доверчивых, и те, кто нечаянно умудрится заглотить такую приманку, оказываются «разведенными» по полной программе, поскольку за мифическое трудоустройство с них вытягивают энное количество дензнаков. Не верите? Но и пробовать, чтобы удостовериться, не советую – из самых гуманных побуждений. Хотя, конечно, люди почему-то предпочитают учиться только на собственных ошибках.
Но вернемся к реальным предложениям. Требований к грузчикам предъявляется не так много. Основное – наличие регистрации в Петербурге или Ленинградской области – это важно для 27% работодателей. 20% напоминают, что примут на работу только претендентов без вредных привычек. Совсем немногие – 7% работодателей – хотят сотрудников, в обязательном порядке имеющих гражданство РФ.
Встречаются слегка экзотические пожелания – например, наличие результатов флюорографии. Есть также в Питере работодатели, желающие видеть интеллигентных грузчиков или с чувством юмора.
Что касается возрастных предпочтений, то о них высказываются чуть более половины работодателей. 30% из них приглашают сотрудника до 45 лет, 20% – до 35 лет, 15% – до 40 лет, 12% – до 30 лет, а 10% – до 50 лет. Есть и такие, кто готов принять и работников постарше. Нижняя возрастная планка у грузчиков в большинстве случаев – с 18 лет.
Обещают работодатели грузчикам помимо зарплаты тоже не так много. Только 17% из них готовы трудоустроить грузчика согласно ТК, бесплатное питание обещают предоставить 14% работодателей, соцпакет и оплату проезда или развозку – по 9%, а спецодежду и оплату переработок – по 6%.
|