Чем "логист" отличается от "гения" и "исполнителя"
Андрей Погорелый
Источник:
Менеджер по закупке может быть как серым кардиналом, эффективно влияющим на закупочную политику, так и простым исполнителем нисходящей свыше воли руководства. Способов добиться от менеджера по закупкам качественного выполнения возложенных на него обязанностей есть два, да и те не блещут оригинальностью.
Вопрос ставится так: или заставить, или заинтересовать. Практика показывает, что большинство руководителей пытаются заинтересовать, отчетливо понимая, что если менеджера не заинтересует фирма, то он сам заинтересует себя известными методами типа откатов. Второй способ - заставить - используется крайне редко. И зря.
Четыре кита
Основных моделей менеджеров-закупщиков существует четыре. В видах бизнеса, где объемы известны заранее, ключевая задача, стоящая перед менеджером по закупкам, сводится исключительно к строгому выполнению плана (тип "исполнитель"). В сферах, связанных с закупкой эксклюзива (мебели, одежды или обуви, оборудования), нужен закупщик типа "эксперт". Задача менеджера типа "гений" - найти продавца, готового предоставить товар самого высокого качества по самым низким ценам и предложить огромные отсрочки оплаты, а лучше всего - реализацию с правом возврата.
И наконец, наиболее интересная с точки зрения логистики модель - менеджер типа "логист". Такой специалист требуется, когда в силу особенностей некоторых рынков и масштаба, возраста компании задачи получения экспертных оценок, поиска и нахождения наиболее низких цен не являются основными для отдела закупок. На первый план выходят задачи оптимизации. Классификация менеджеров по закупкам нужна для того, чтобы понять, как лучше стимулировать их.
Практика показывает, что для "исполнителя" лучшим вариантом будет "заставить": давать четкие указания, ограничивать свободу действий, например, фиксировать закупочные цены на определенный период времени.
"Гения" и "эксперта" надо мотивировать на основе несложных показателей деятельности: выполнения плана закупок и прибыли от продаж.
Стимулирование "логиста" должно основываться на аналитических показателях.
К ним могут относиться абсолютная сумма товарного запаса на складе (цель - минимизация складских остатков), структура товарного запаса (цель - поддержание нормы товарного запаса), абсолютная сумма неликвидов (цель - недопущение неликвида), относительная сумма неликвидов по отношению к общей сумме (вариант недопущения неликвидов), процент выполнения клиентских заявок (цель - повышение уровня клиентского сервиса), процент испортившихся товаров по отношению к общей сумме (цель - недопущение порчи товара).
На заметку
Всех менеджеров по закупкам можно условно разделить на:
- "исполнителей"
- "экспертов"
- "гениев"
- "логистов"
Андрей Погорелый уверен, что для каждого типа закупщика можно найти свою мотивацию, но сложнее всего с закупщиками-логистами.
Автор - менеджер по снабжению ООО "Петровский Форт"
|