Мифы и реальность дистанционного обучения
Источник: Headhunter Magazine
E-learning в последнее время стал модным направлением в образовании, однако большинству HR-менеджеров особенности этого вида обучения пока не очень хорошо знакомы. Как и любое новое явление, дистанционное образование за короткий срок успело обрасти "мифами" - неправильными, но, тем не менее, очень живучими представлениями. Мы постарались классифицировать самые распространенные из этих мифов.
Как всё это работает?
- Разработка дистанционного курса заключается в переводе материалов из печатного в электронный формат.
На рынке дистанционного образования нередко встречаются продукты, громко названные их создателями «электронными курсами», которые на деле являются в лучшем случае электронной книгой. В действительности электронный курс не может быть создан простым переносом текста на экран компьютера. E-learning (электронное обучение) подразумевает также обращенность повествования, дробление учебного материала на блоки знаний, наличие интерактивных элементов, соблюдение принципа мультимедийного представления материала и так далее.
- Чем изощреннее дистанционный курс (изобилие картинок, сложная нелинейная навигация, динамические изображения, флеш, звук, видео), тем он эффективнее.
Не стоит забывать о том, что дистанционный курс – это, прежде всего, учебный материал, и активное использование компьютерных и телекоммуникационных технологий не должно мешать его основным функциям. Ни один эффект не должен быть использован просто «ради украшения». Программу должны составлять специалисты, способные объяснить назначение каждой детали.
- Дистанционное электронное обучение принципиально ничем не отличается от заочного.
Заочное обучение отличается от e-learning и целями, и механизмами передачи знаний. Заочный курс подразумевает, как правило, получение определенной специальности, а e-learning более гибко. Кроме того, нужно отличать обучающий продукт, использующий новейшие информационные технологии, от источника информации в виде книги и других печатных материалов.
- E-learning должна внедрять только ИТ-служба компании, так как это сложный программный комплекс.
ИТ-специалисты не обязаны разбираться в принципах корпоративного образования. Служба персонала должна принимать активное участие во внедрении и развитии электронного обучения.
- Система электронного обучения – это как Microsoft Office: поставил и забыл, а она сама по себе работает.
Даже Microsoft Office периодически «глючит», «виснет», «требует апгрейда» и тому подобное. Система электронного обучения должна быть «живой», ее все время надо развивать согласно меняющимся потребностям компании.
Цели и результаты
- Дистанционное обучение – способ, сочетающий дешевизну и эффективность.
В данном случае эффективность и дешевизна исключают друг друга. Во-первых, обучить дистанционно дешево нельзя (разработка компьютерной платформы для e-learning – сложная и дорогостоящая задача), а во-вторых, сделать обучение действенным только дистанционным методом, как правило, невозможно. По-настоящему эффективная модель предполагает сочетание «живого» обучения и электронного. А «дешевизну» лучше понимать как экономию на масштабе, по аналогии с крупносерийным производством.
- E-learning позволяет обучить персонал любым навыкам.
Дистанционные методы не могут привить сложные навыки. Основная цель e-learning – передача каких-либо знаний (скажем, правила безопасности на рабочем месте). За то, каким образом эти знания применяются в практической деятельности каждого сотрудника, несет ответственность компания, которая должна достаточно жестко контролировать использование усвоенного материала.
- При помощи одного лишь дистанционного обучения можно решить проблему регионального развития.
По наблюдениям экспертов, попытки организовать обучение в регионах исключительно на дистанционной основе терпят неудачу из-за затрудненности обратной связи, а она необходима – как минимум в виде итогового теста. Поэтому обычно используют смешанные формы обучения.
|