Как ублажить таланты
Светлана Шишкова
Источник: E-xecutive
«Счастливый сотрудник – лояльный сотрудник», считают в компаниях, признанных лучшими работодателями, по версии Fortune. Компании хотят уменьшить текучесть кадров, сотрудники хотят особого отношения. Что получается на стыке их желаний? Перед вами – опыт пяти из ста лучших работодателей.
Capital One (84 место в рейтинге Fortune)
Сотрудник: Сью Сонди, менеджер проектов
Срок работы в компании: 4 года
«Фирменная приманка»: Сью Сонди и ее коллеги могут пользоваться инструментами совместной работы над проектом и сотрудничать не только в офисе: один может находиться в туристической палатке где-нибудь в лесу, другой – дома на диване, а третий – в своей машине.
Наверно, вы читаете эту статью на рабочем месте. Но если бы вы работали в Capital One, вы могли бы быть сейчас в машине, на собственной кухне или даже в приемной у зубного. Просто у вас были бы корпоративный лэптоп, коммуникатор BlackBerry и iPod, позволяющие вам в любое время подключиться к корпоративному информационному пространству. Capital One называет это «работой будущего». Единое информационное пространство без границ – любимое детище директора по персоналу Мэтта Шуйлера. 4000 iPod, розданные сотрудникам, способны загрузить как любой из 10 тыс. различных курсов ведущих бизнес-школ, так и очередной выпуск регулярной новостной рассылки, вроде квартальных отчетов финансового директора. С момента запуска проекта «работа будущего» в октябре 2006 года удовлетворенность персонала, по результатам внутрикорпоративного опроса, увеличилась на 41%.
«Мне нравится возможность поработать в шесть утра, пока мой ребенок еще спит, а потом отвезти дочку в детсад и позаниматься в спортзале, – говорит Сью Сонди. – Гибкость решений дает мне возможность сосредоточиться в одиночестве при необходимости и пообщаться с коллегами, когда мне это нужно».
Quad/Graphics (75 место в рейтинге Fortune)
Сотрудник: Билл Клинджелсмит, специалист по талантам
Срок работы в компании: 19 лет
«Фирменная приманка»: не отдавая всю политику управления талантливыми сотрудниками на откуп HR-департаменту, Quad привлекает к этому ветеранов вроде Билла Клинджелсмита.
В 2005 году Quad поняла, что политика управления персоналом, которая прекрасно себя зарекомендовала в одном территориальном подразделении, может совершенно не сработать в другом городе. Поэтому компания поручила ветеранам придумать способы удержания сотрудников. Первое, что сделал один из таких ветеранов, Билл Клинджелсмит на посту специалиста по талантам, – позвонил ранее уволившимся сотрудникам и спросил их, почему они ушли. Результаты опроса были поразительными. Бывшие сотрудники в один голос заявили, что компания не предоставляла им возможностей для обучения и что они были фрустрированы этим. Quad исправилась, введя программы повышения квалификации для своих работников, и, по словам Клинджелсмита, за последние восемь-девять месяцев жалобы прекратились.
Конечно, самый лучший способ уменьшить текучесть кадров – это нанимать правильных людей. Билл Клинджелсмит заметил, что сотрудники Quad в основном без ума от своих автомобилей. Поэтому он стал искать пополнение на автошоу и автогонках, вроде NASCAR. В результате его деятельности текучесть кадров снизилась на 30%.
«Большинство инноваций в этой компании предложили простые сотрудники», – говорит Билл Клинджелсмит.
Deloitte & Touche (76 место в рейтинге Fortune)
Сотрудник: Тина Свенсон, менеджер по налогам (в отпуске)
Срок работы в компании: 7 лет
«Фирменная приманка»: Тина Свенсон сейчас находится в пятилетнем отпуске, который она взяла в рамках Программы персональных поисков Deloitte, чтобы побыть с подрастающей дочкой. Deloitte оплачивает Тине лицензию AICPA и тренинги и примет ее на работу, когда молодая мама будет готова вернуться в строй.
По словам Кэти Бенко, главы практики стратегического консалтинга Deloitte, слишком часто лучшие сотрудники говорят: «Я люблю свою компанию, я люблю клиентов, но – до свидания, у меня родился ребенок!» Бенко опирается на статистику: 62% выпускниц ее альма матер, Harvard Business School, уходят с работы после рождения второго ребенка. И хотя Deloitte отличалась сильной политикой в отношении поддержки родителей – например, предоставляла отпуск по уходу за ребенком, помощь в усыновлении и сокращенный рабочий день, – этого было явно недостаточно. Поэтому Кэти Бенко разработала Программу персональных поисков, которая позволяет сотрудникам брать пятилетний отпуск, поддерживать свою квалификацию с помощью оплачиваемых тренингов и затем возвращаться к работе. С тех пор как программа начала действовать, количество увольнений в компании резко снизилось. Если пять лет назад из компании (как и в среднем по отрасли) уходило на 7% больше женщин, чем мужчин, то теперь эта разница исчезла.
«У меня просто не хватает слов благодарности за все, что для меня делает Deloitte, – говорит Тина Свенсон. – Это делает меня очень лояльной. Мои друзья просто не могут в такое поверить – им-то приходится увольняться, чтобы заниматься семьей!»
Nike (69 место в рейтинге Fortune)
Сотрудник: Джулиан Данкан, помощник бренд-менеджера
Срок работы в компании: 6 месяцев
«Фирменная приманка»: недавно получив MBA, Джулиан Данкан стал участником интенсивной программы обучения для менеджеров Nike, которая позволяет ему поработать в шести направлениях маркетинга за 24 месяца.
Помните такую телерекламу одной российской компьютерной компании, где все сотрудники гордились ее синим логотипом, который каждый нарисовал на лице? У одной сотрудницы была даже татуировка. А если серьезно, сколько человек в вашей компании носят татуировку с корпоративным логотипом? Неужели никто? Значит, вы не работаете в Nike – там многие сотрудники делают это. Обычно знаменитый значок татуируют под левым коленом, потому что левая нога – толчковая у бегунов на старте. Нельсон Фаррис, директор по корпоративному обучению, работает в компании уже 33 года, и именно он стал автором тех программ, которые обеспечивают подобную лояльность. Он считает, что задача сотрудника – определить желанное направление развития собственной карьеры, а задача компании – помочь ему в достижении желаемого.
Программа, подобная той, в которой участвует Джулиан Данкан, позволяет попробовать себя во многих качествах и выбрать самое привлекательное занятие. К тому же, сотрудник получает бесценный опыт и общается с живыми легендами – например, на второй же день работы в компании Данкану посчастливилось поговорить с самим Филом Найтом, соучредителем Nike!
«Несколько недель назад я послал письмо по электронной почте одному из вице-президентов, и он уделил мне полчаса своего времени для личной встречи! По-моему, это очень необычно! Надеюсь, я проработаю тут долгие годы!» – говорит Джулиан Данкан.
First Horizon (46 место в рейтинге Fortune)
Сотрудник: Бренда Фанг, интранет-веб-дизайнер
Срок работы в компании: 13 лет
«Фирменная приманка»: хотя Бренда Фанг теперь работает на удаленном доступе, посвящая своей компании всего 28 часов в неделю, она пользуется такой же медицинской страховкой (включая стоматологические услуги), программой страхования жизни и программой пенсионного страхования, как и в те времена, когда работала на полную ставку.
Два года назад Бренда Фанг договорилась о сокращении своего рабочего дня до семи часов. К тому же, она проводит в офисе только один день в неделю, а остальное время работает из дома на удаленном доступе. Скромный интранет-веб-дизайнер, она рассчитывала при этом потерять львиную долю своего корпоративного социального пакета. Так что Бренда была в приятном шоке, когда узнала, что First Horizon продолжит оплачивать ей в том же объеме медицинскую страховку и страхование жизни, а также будет в прежнем объеме делать выплаты в пенсионный фонд. Ей даже оставили прежний оплачиваемый отпуск!
В то время как многие другие компании стараются сократить затраты на социальный пакет для своих сотрудников, Кен Боттомс, менеджер по компенсациям First Horizon, наоборот, ищет способы усилить этот пакет и предложить работникам новые «приманки». Сейчас в компании около 90 сотрудников, занятых неполный рабочий день, и каждый из них участвует в специальной программе Prime Time. Еще в First Horizon есть программа помощи приемным родителям – это производит большое впечатление даже на тех сотрудников, которые не собираются усыновлять детей. К тому же, компания договорилась со стоматологической клиникой, обслуживающей ее сотрудников, о том, чтобы возмещать незапланированные расходы пациентов, выходящие за рамки корпоративной страховки.
«Эта компания так щедра ко мне! Я даже не могу подумать об уходе!» – говорит Бренда Фанг.
Статья на основе материала Happy Employees, Loyal Employees из журнала Fortune
|