Михаил Зурабов устал от безработных
Дмитрий Бутрин, Дарья Николаева
Источник:
Глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов в пятницу представил правительству России "Концепцию действий на рынке труда" в 2007-2010 годах. Программа предлагает сконцентрироваться на борьбе не с безработицей, а со структурными перекосами на рынке труда, дать право регионам устанавливать собственные ставки пособия по безработице, финансировать перемещение трудовых сил в регионах, переход к отраслевым системам оплаты труда и отказ от "тарифных сеток".
Последняя концепция действий на рынке труда (на 2003-2005 годы) была одобрена правительством России в мае 2003 года. Представленный в пятницу Михаилом Зурабовым проект новой концепции отчасти пересекается с неисполненными пунктами "старой" программы – Минздравсоцразвития, как и раньше, предлагает обратить внимание не на общее состояние рынка труда, а на структурные проблемы на нем. И хотя ситуация на рынке изменилась несильно, идеи Михаила Зурабова в Белом доме слушали более внимательно, чем четыре года назад. Премьер-министр Михаил Фрадков назвал проект "первым шагом в направлении реализации мер по развитию рынка труда – своевременным, хоть и запоздалым".
Ведомство Михаила Зурабова акцентирует внимание на том, что относительно низкий уровень безработицы и реализуемая возможность привлечения трудовых мигрантов не отменяют системных проблем. Прирост населения за счет внешней миграции компенсирует естественную убыль населения (ранее – 900 тыс. человек в год, в 2006 году – около 700 тыс.) чуть более чем на 10%. Территориальные диспропорции на рынке труда также очевидны: спрос и предложение рабочей силы концентрируются в центральных регионах (миграционный прирост на уровне 100 тыс. человек в год), трудоспособное население уезжает из Сибири и Дальнего Востока (только в январе–сентябре 2006 года в центр России переехали 371 тыс. человек), а на Северном Кавказе безработица составляет 20% экономически активного населения. Высока молодежная безработица, растет число рабочих мест, не соответствующих санитарным требованиям (с 17% в 1997 году до 22% в 2005 году). Высока дифференциация зарплат в разных секторах экономики, становится близким к ажиотажному спрос на высококвалифицированных сотрудников рабочих профессий.
Принципиально новые моменты концепции – это и "новая модель управления процессами на рынке труда", или "конкурентная модель",– не поддержка безработных, а создание более динамичного рынка труда. По словам Михаила Зурабова, уже недостаточно концентрироваться на снижении безработицы и защите необеспеченных категорий граждан – надо говорить о повышении квалификации и эффективности рабочей силы.
Михаил Зурабов считает "демотивирующей" нынешнюю систему пособий по безработице. Он предлагает установить федеральные максимум и минимум пособий, а определение их ставок и еще ряд полномочий передать регионам – в частности, мониторинг рынка труда и конкретные решения по привлечению мигрантов. А на федеральном уровне останется разработка "профессиональных стандартов" и профессиональных систем оплаты труда – они должны прийти на смену единой "тарифной сетке", а также регулирование трудовой миграции из-за пределов России.
Наконец, Минздравсоцразвития считает данностью вводящуюся систему квот на иностранную миграцию. Однако из нее Михаил Зурабов предлагает сделать исключения – список профессий, обладатели которых мигрируют в Россию вне квот. Наконец, министерство предлагает рассмотреть возможность финансирования внутрироссийской трудовой миграции, хотя и полагает, что переселенцам более поможет развитие ипотеки.
Согласно концепции, до 2010 года безработица сохранится на уровне 6-7% "при улучшении качества распределения трудовых ресурсов в России". Реальные законопроекты в рамках концепции появятся не раньше лета: правительство поручило Михаилу Зурабову доработать концепцию к маю и принять план мероприятий в ее рамках. Эксперты же полагают проект концепции интересным, но вряд ли быстро исполнимым. "Рынок труда до сих пор не изучен. Все еще непонятно, какие специалисты нам нужны, какие нет",– говорит Ирина Денисова из Центра экономических и финансовых исследований.
Впрочем, инициативы Михаила Зурабова, в первую очередь отказ от "тарифной сетки" и введение профессиональных систем оплаты труда, явно встретят сопротивление. Глава департамента соцполитики РСПП Федор Прокопов отмечает эффективность отраслевых соглашений на предприятиях внебюджетного сектора и считает, что их вполне достаточно. А директор Центра образовательной политики АНХ Александр Климов указывает на опасность дифференциации доходов "сырьевых" и "промышленных" регионов после введение профессиональных "сеток". В любом случае, указывают эксперты, смена концепций регулирования рынка труда не будет безболезненной.
|