Многие работодатели хотят, чтобы их сотрудники были креативными. Но у всех ли людей есть это качество? Можно ли его развить? И что делать, если все-таки «крокодил не ловится, не растет кокос»?
Григорий КРАМСКОЙ ("ЭКОПСИ Консалтинг" ) специализируется в области обучения руководителей и сотрудников организаций. Разрабатывает и проводит тренинги, центры развития, стратегические сессии, сессии командообразования, семинары, участвует в комплексных проектах.
- Григорий, креативность и вдохновение - синонимы?
- Нет. Я думаю, что это два родственных понятия, но все же - не синонимы. Вдохновение - творческое состояние, настроение, которое приходит самостоятельно. А креативность -свойство, которое развивается в независимости от душевного состояния. Это навык, который зависит от работы головного мозга, взаимодействия правого и левого полушарий. Чем более выражена у человека их взаимосвязь, тем больше воли он дает своему творческому, эмоциональному началу, и, соответственно, тем выше креативность. Естественно, у всех разные задатки, но даже если у человека низкая степень креативности, это не значит, что он безнадежен.
- А как с Вашей точки зрения соотносятся креативность и творчество? Это разные вещи?
- Знаете, иногда творчество может быть совершенно некреативным. Например, человек научился рисовать зимние пейзажи: речка, елки в снегу, пенек, сугробы… И всю жизнь такие картинки штампует. Это как бы его "визитная карточка". А другой лепит статуи 15-метрового роста, и это тоже его "визитка". Творчеством человек занимается? Конечно. Креативен он в своем творчестве? Скорее всего, нет.
С другой стороны, креативный человек может заниматься абсолютно нетворческим делом никак не связанным с тем, что мы привыкли называть искусством. Например, осуществлять доставку пирожков по Москве (к 9 утра в 30 торговых точек). И подходить к этому занятию исключительно креативно, снижая тем самым в 3-4 раза расходы компании на логистику. Потрясающе, да? Но мы это не называем творчеством! Креативность - это не обязательно творчество, это способность придумывать что-то новое, видеть мир под новым углом.
- Раз креативность можно развить в любом человеке, то не могли бы Вы поделиться методиками?
- Есть разные методы повышения креативности, в том числе и связанные с развитием физиологических навыков. Например, работа с мелкой моторикой, рефлексивные упражнения, которые позволяют увеличить количество взаимосвязей между правым и левым полушариями. Есть методики, когда человек делает привычные действия другой рукой (например, правша начинает писать левой рекой). Обычно люди, которым тренер или коуч дает такие задания, возмущаются и не понимают, зачем это нужно. Но когда через некоторое время видят эффект, в том числе и для бизнеса, они готовы продолжать. Практика показывает, что можно даже чувство юмора развить, а креативность тем более.
- Можно ли самостоятельно решить проблему развития креативности или только с помощью коуча?
- Очень люблю такие вопросы. А когда у Вас кариес, Вы пойдете к стоматологу или самостоятельно, в домашних условиях пломбу себе поставите? Наверное, первое. Такая же история и с развитием креативности. Наибольший результат дает обращение к специалисту - бизнес-тренеру или коучу. Вы можете делать вид, что разбираетесь в своих мозгах, тем не менее, именно сторонний взгляд позволяет найти решение проблемы гораздо быстрее и эффективнее. Время - это единственный ресурс в жизни, который абсолютно не восполним. Никаким образом. Соответственно, экономия времени, особенно для серьезных, бизнес-ориентированных людей, является важным показателем. Самостоятельно креативность можно развивать всю жизнь и не очень в этом продвинуться, а с профессиональным наставником за полгода-год можно достичь хороших результатов.
- Психолог работает с каждым индивидуально?
- Некоторые вещи в области креативности почти невозможно сделать на индивидуальном тренинге. Бывают ситуации, когда коуч для своего подопечного специально создает мини-группу, которая поможет проработать какую-то ситуацию. Между групповой и индивидуальной динамикой всегда есть значительные различия, и иногда именно групповая работа предпочтительна.
- Понятно, что лучше обращаться к специалисту. Но бывают ситуации, когда не пишется, не рисуется, не придумывается, не работается и т.п. Что Вы посоветуете в этих случаях?
- Нужно понимать, что здесь речь идет не о креативности, а о преодолении своей лени. В 99,9% случаев. И чаще всего весьма мощным оправданием становится то, что "муза не пришла!" Однажды моя коллега на высказывание клиента: "Ну, тут уж, как фишка ляжет!", сказала: "Как положим, так и ляжет!". Если человек хочет что-то изменить в своей жизни, он может и должен быть ответственным за то, что с ним происходит.
Есть замечательный анекдот про прапорщика, который садится в машину и говорит: "Поехали, солдат!" Солдат в ответ: "Так не заводится!" Прапорщик: "Поехали! По дороге заведем!" Не пишется - начинайте писать, постепенно, может, распишется. Или наоборот: не пишется - прекратите этим заниматься! Идите лопатой поработайте на улице, снег расчистите или машину помойте. Переключение активности, в том числе с умственной на физическую, позволяет иногда убрать "мусор" из головы.
- Что еще помогает?
- Можно бегать! Я когда-то порекомендовал такой способ одной из своих клиенток, которая жаловалась на депрессию. Попробуйте этим заняться в состоянии, когда "нахлынуло". Километр пробежал - и никакой депрессии! Это инструмент, в котором сочетается телесное, эмоциональное и физическое. Не надо бояться таких простых вещей, как дрова поколоть, полы помыть, снег убрать … Это работает.
Еще один прекрасный способ - ответить на вопрос: "Зачем?" Если мы, как Достоевский, будем писать романы, потому что карточный долг нужно вернуть, есть шанс, что родятся гениальные творения. В конце концов, роман "Игрок" появился на свет именно по этой причине. Русская литература очень бы пострадала, если бы не было карточных игр.
А если говорить о том, что делать, если вдруг нет настроения - создавать его. Всеми доступными способами!
ТЕСТ
УРОВЕНЬ ВАШЕЙ КРЕАТИВНОСТИ
1. Вам предстоит пройти тестовое испытание. Какую форму вопросов вы предпочтете?
а. Выбор одного ответа из нескольких возможных (как в данном тесте) - 2
б. Выбор ответа по принципу "да - нет", "согласен - не согласен" - 1
в. С самостоятельной формулировкой ответов - 3
2. Затрудняясь в решении профессиональной проблемы, вы обращаетесь к эксперту. Какой помощи вы от него ждете?
а. Указания, как вам правильно поступить - 1
б. Дополнительной информации, которой вы сами не располагаете - 2
в. Подсказки, которая поможет вам принять решение - 3
3. Вы намерены посетить страну, в которой еще не бывали. Какой вариант путешествия вы предпочтете?
а. Стандартный тур с осмотром достопримечательностей под руководством гида - 1
б. Организованный тур с наличием достаточного свободного времени - 2
в.Самостоятельное путешествие по собственному плану - 3
4. Вам предстоит публичное выступление. Как вы намерены к нему подготовиться?
а. Составите подробный конспект, который огласите близко к тексту - 1
б. Составите развернутые тезисы, которыми будете руководствоваться - 2
в. Обдумаете ключевую идею, которую экспромтом разовьете перед аудиторией - 3
5. Каким, по-вашему мнению, способом можно использовать карандаш?
а. Тем, для которого он предназначен, - для письма - 1
б. Его можно использовать множеством разных способов - и как украшение, и как указку, и даже как оружие - 3
в. Если подумать, то им, наверное, можно воспользоваться не только для письма - 2
6. Какое суждение вы бы выбрали своим девизом?
а. Всё приходит к тому, кто умеет ждать (Английская поговорка) - 1
б. Либо я найду путь, либо проложу его! (Дж. Свифт) - 3
в. Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (О.Бальзак) - 2
7. Знаете ли вы способ, каким можно потратить 1 рубль?
а. Затрудняюсь ответить - в наши дни на такие деньги ничего и не купишь - 1
б. Подать милостыню - 2
в. Есть, пожалуй, несколько способов - могу ими поделиться - 3
8. За ограниченное время в незнакомом городе вы успеваете осмотреть только одну достопримечательность. Какую?
а. Знаменитый памятник старины - 1
б. Выставку произведений местных народных умельцев - 2
в. Галерею современного искусства - 3
РЕЗУЛЬТАТ
8-12 баллов. Вас нельзя назвать креативной личностью. Вы предпочитаете мыслить реалистично, приземлено, "не витая в облаках". В делах, требующих добросовестности, четкого следования шаблонам и правилам, вы можете достичь немалых высот, но революционных новаций и прорывов от вас не приходится ожидать.
13-17 баллов. У вас есть заметная творческая жилка, которой однако не всегда находится применение в рутине повседневности. Вы чаще предпочитаете следовать проторенным путем, полагаясь на привычные способы решения любых проблем. Попробуйте чуть больше доверять своей интуиции, и вы обнаружите, что неожиданные решения могут оказаться более эффективными.
Свыше 17 баллов. Ваш креативный потенциал весьма высок. Вам часто приходят свежие идеи и гипотезы - правда, порой несколько нереалистичные. Добавив к своему богатому воображению толику критичности, вы сможете много добиться.