Зная об обязанности вести воинский учет, многие работодатели часто пренебрегали этим требованием. Хорошо, если в организации при приеме на работу проверяли наличие воинского билета и делали записи в личной карточке. Но часто не выполнялись даже эти формальности. С принятием Положения о воинском учете** ситуация может круто измениться, ведь теперь работодатели будут обязаны сами выявлять работников, подлежащих постановке на воинский учет, и сообщать об этом в военный комиссариат...
Теперь призыв будут обеспечивать работодатели
Ранее коммерческие организации ограничивались лишь ведением воинского учета и ответами на запросы военкоматов. Теперь организации должны информировать военкоматы в случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации. Военно-учетные работники должны разъяснять гражданам их обязанности, а после брать на контроль их исполнение.
Теперь военкоматы будут тесно сотрудничать с налоговыми инспекциями и получать от них сведения о зарегистрированных юридических лицах***. Налоговая инспекция будет в пятидневный срок со дня создания организации передавать целый пакет сведений о ней: общие реквизиты, информацию об учредителях (участниках), данные на руководителя (фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего личность, ИНН), сведения о банковских счетах, о филиалах и представительствах, лицензиях и т. д.
Кого и как учитывать
Воинскому учету в организациях подлежат:
- граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – призывники);
- граждане, пребывающие в запасе (далее – военнообязанные).
Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации, военного положения и на военное время. Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете. Граждане, достигшие предельного возраста или признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета.
Как и ранее, призывники при приеме на работу должны предоставить в отдел кадров удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военнообязанные – военный билет или временное удостоверение, выданное взамен военного билета. Именно на основании этих документов ведется воинский учет. Сведения из удостоверений призывников и военных билетов вносятся в личные карточки работников (унифицированные формы № Т-2) или в личные карточки государственных либо муниципальных служащих (унифицированные формы № Т-2 ГС (МС)). Необходимо вести картотеку форм № Т-2 на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Как организовать воинский учет
Воинский учет должен вестись за счет средств организации. Ответственность за состояние воинского учета несет ее руководитель. Он назначает работников, которые будут вести воинский учет, и оформляет это соответствующим приказом. Приказ о возложении обязанностей по воинскому учету согласовывается с военным комиссаром района (города) и ему направляется копия этого приказа.
В начале года начальник отдела кадров совместно с работником, отвечающим за воинский учет, составляют план работы на год. Затем он утверждается руководителем организации и согласовывается с военным комиссаром.
Обязанности работников, осуществляющих воинский учет в организациях
I. При постановке граждан на воинский учет по месту работы военно-учетные работники обязаны:
- проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту временного пребывания, наличие мобилизационных предписаний, жетонов с личными номерами Вооруженных сил Российской Федерации;
- заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета;
- разъяснять гражданам порядок исполнения обязанности по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ (обязанности призывников и военнообязанных определены п. 50 Положения о воинском учете);
- информировать граждан об ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету;
- информировать военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
- осуществлять контроль за исполнением гражданами обязанностей в области воинского учета.
Нормы, определяющие число работников, осуществляющих воинский учет в организациях
Численность сотрудников организации, подлежащих воинскому учету |
Число работников, осуществляющих воинский учет |
500 граждан |
1 работник-совместитель |
от 500 до 2000 граждан |
1 освобожденный работник |
от 2000 до 4000 граждан |
2 освобожденных работника |
от 4000 до 7000 граждан |
3 освобожденных работника |
на каждые последующие 3000 граждан |
добавляется по 1 освобожденному работнику |
II. При сборе, хранении, обработке полученных сведений военно-учетный работник обязан:
- вести и хранить личные карточки граждан (унифицированная форма № Т-2), поставленных на воинский учет;
- определить граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принять необходимые меры по постановке их на воинский учет.
III. Для сверки сведений с военкоматом военно-учетный работник обязан:
- регулярно в двухнедельный срок направлять в военкоматы или в органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, о принятых и уволенных работниках;
- по запросу военкомата в двухнедельный срок направлять сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, и о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
- представлять в военкоматы ежегодно в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста;
- представлять в военкоматы до 1 ноября списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
- оповещать граждан о вызовах (повестке) из военкомата и обеспечивать возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами;
- вносить изменения в личные карточки работников и сообщать об этих изменениях в двухнедельный срок в военкоматы;
- сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках № Т-2, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
- сверять не реже одного раза в год сведения, содержащиеся в личных карточках работников, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военкоматов или органов местного самоуправления.
В организации должен быть журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
А лучшую организацию будут поощрять
Новое положение по ведению воинского учета предусматривает и систему стимулирования. Для организаций, которые с ответственностью подходят к своим обязанностям по ведению воинского учета, будут проводиться смотры-конкурсы с целью определить лучшего работника и лучшую организацию, осуществляющую воинский учет. Порядок их проведения определит Министерство обороны РФ.
* Бронирование граждан, пребывающих в запасе, – комплекс мероприятий по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу руководителям, специалистам и высокопрофессиональным рабочим и служащим, из числа граждан, пребывающих в запасе.
** Утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.
*** Пункт 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О едином государственном реестре юридических лиц»).