Работа как диагноз: работники офисов готовы жертвовать здоровьем ради карьеры
Артём Кобзев, АлексейЗайко
Источник: Компания
Большинство россиян хотя бы краем уха слышали как о трудоголиках, так и о потенциальных опасностях, сопутствующих регулярной сверхурочной офисной работе. Время от времени в новостях проскакивают сообщения о
Большинство россиян хотя бы краем уха слышали как о трудоголиках, так и о потенциальных опасностях, сопутствующих регулярной сверхурочной офисной работе. Время от времени в новостях проскакивают сообщения о перенапрягшемся на работе менеджере какой-нибудь зарубежной компании, который.....
покончил с собой прямо в офисе, перестреляв перед этим пару десятков своих коллег. Зачастую такая информация воспринимается как всего лишь еще один странный эпизод далекой и непонятной зарубежной жизни, который к российской действительности никакого отношения не имеет. Мол, это только западные товарищи, проникнувшись буржуазной этикой и духом капитализма, сходят с ума из-за карьеры и надрываются на работе. А наши с вами соотечественники-де больше пекутся о духовности, а по жизни руководствуются принципом «Где бы ни работать – лишь бы не работать».
Тем не менее многие реалии западной жизни уже давно и очень прочно обосновались на российской почве. «Стал ли трудоголизм столь же распространенным явлением среди белых воротничков в России, как и на Западе?» – отыскать ответ на этот вопрос оказалось не так просто. Дело в том, что проблемами офисных служащих в России, по сути дела, никто не занимается. В стране нет ни одного серьезного исследования на эту тему.
Для того чтобы узнать, насколько актуальной для российских служащих является проблема трудоголизма, «Ко» пришлось провести собственное «полевое исследование», проанкетировав компании и читателей журнала.
Как проводился опрос
Опрос проводился среди компаний из самых различных секторов экономики. В нем приняли участие 34 компании. Среди них были машиностроительные предприятия, адвокатские бюро, риэлтерские конторы и крупные банки. За счет вовлечения в исследование столь разнородных компаний мы хотели добиться максимальной репрезентативности. Готовя опрос, мы постарались подобрать максимально точные и понятные формулировки вопросов и варианты ответов. В то же время мы понимали, что вряд ли какая-то из компаний согласится открыто признаться, что ее сотрудники часто жалуются на головные боли и депрессию. Поэтому, чтобы обеспечить искренность представителей компаний, за ними было оставлено право отвечать на вопросы анонимно, которым большинство из них и воспользовались.
Однако, несмотря на все наши усилия, не все респонденты остались довольны тем, как были сформулированы вопросы. Так, например, представитель одной крупной пищевой компании, отвечая на первый вопрос, заметил: «А что такое «сверхурочно»? 30-минутные переработки у нас случаются почти каждый день. Это считается сверхурочной работой? К тому же количество такой работы зависит от должности, занимаемой сотрудником».
А пресс-атташе одного торгового дома прямо заявила, что, по ее мнению, опросник составлен недостаточно корректно, так как «головная боль, так же как и плохое зрение, очень часто сопутствуют работе людей умных, а вот агрессия – нет». И что по этой причине ставить эти понятия в один ряд не стоило.
Несмотря на все нарекания со стороны респондентов, мы считаем, что проведенный журналом опрос все же дает представление о том, насколько проблема перенапряжения на рабочем месте характерна для российских белых воротничков.
Сверхурочная дружба
Всего в анкете было три вопроса, первый из которых формулировался так: «Как часто работники вашей компании работают сверхурочно?»
При анализе ответов выяснилось, что сверхурочные в российских компаниях – явление тотальное. Представители всех опрошенных компаний признали, что их сотрудники изо дня в день работают сверхурочно.
В то же время, по словам 6,5% опрошенных читателей, они никогда не остаются на работе дольше положенного срока.
В ходе подробного опроса читателей нам, кажется, удалось установить причину этого несоответствия. Переработки стали настолько обыденным явлением, что часть сотрудников просто не рассматривают задержку в офисе на час-полтора после официального конца рабочего дня как сверхурочные.
В остальном же ответы на этот вопрос, данные читателями и компаниями, не сильно различались. Почти половина опрошенных сообщили, что им приходится работать сверхурочно более одного раза в неделю (41,6% – компании, 41,9% – читатели).
Достаточно велик и процент тех, кому приходится работать сверх положенной нормы постоянно (41,6% – компании, 32,2% – читатели).
Целью второго вопроса было выяснить, какой тип отношений (кооперативный/конфликтный) преобладает в офисах российских компаний. И здесь нас ждало небольшое открытие.
Отвечая на этот вопрос, читатели и представители компаний проявили полное единодушие и опровергли устоявшееся мнение, что в современных компаниях тон задается беспощадными и эгоистичными личностями. Подавляющее большинство опрошенных уверены, что на работе царит дух взаимопомощи и поддержки (75% – компании, 74,2% – читатели). Причем процент уверенных в этом среди руководителей компаний и среди читателей, как вы можете увидеть, практически идентичен. Более того, руководители всех компаний начисто отрицали возможность конфликтов среди их подчиненных.
В то же время необходимо отметить, что мифы об «офисных войнах» все-таки имеют под собой реальное основание. На втором месте по частоте оказался ответ, согласно которому среди коллег респондентов развит конкурентный тип взаимоотношений (16,6% и 16,2% соответственно).
Еще 6,4% читателей журнала признают, что в офисах, где они работают, разногласия между сотрудниками зачастую выливаются в открытые конфликты.
Зачем болеют трудоголики
Одним из типичных признаков наличия проблемы трудоголизма в коллективе принято считать ухудшение самочувствия и рост заболеваний, особенно психосоматических. Однако объективной статистики по этому поводу не существует. Очевидно, что проведение масштабной диспансеризации, которая могла бы дать ответ о наличии/отсутствии связи между сверхурочными и состоянием здоровья, выходит за рамки возможностей журнала. Поэтому мы решили выяснить скорее не то, насколько подвержены различным заболеваниям белые воротнички, а то, как часто они могут позволить себе пропустить работу, сославшись на плохое самочувствие.
Поверить в то, что 50% сотрудников опрошенных компаний болеют меньше одной недели в году, согласитесь, довольно сложно. Более вероятным является объяснение, что труженики готовы ради работы забыть о своих недомоганиях, если те не принимают серьезного характера.
Интересно, что ни в одной из опрошенных компаний ни один из сотрудников не пропустил по больничным более месяца, среди же читателей число «тяжелобольных» не превысило 3,2%.
Достаточно существенно различаются и данные, полученные от читателей и компаний относительно сотрудников, бюллетенящих в год от одной до двух недель (41,6% – компании, 61,3% – читатели). Объясняться это может тем, что руководители компаний все же четче представляют, сколько дней проболели их подчиненные, хотя бы потому, что у них есть доступ к архиву с больничными.
Последний вопрос является прямым продолжением предыдущего. Спрашивая: «Как часто сотрудники вашей компании жалуются на депрессию, головные боли, вспышки немотивированной агрессии?» – мы хотели попытаться разобраться сразу в двух проблемах.
Первая – самочувствие сотрудников (именно поэтому-то 4-й вопрос и является продолжением 3-го). Связь очевидна: если сотрудники часто жалуются на головные боли, значит, с большой долей вероятности можно утверждать, что работа в офисах приводит к головной боли.
Вторая проблема имеет более сложную природу. Если сотрудник жалуется на головную боль или депрессию начальству или сослуживцам, значит, он до определенной степени уверен (пусть и на бессознательном уровне), что его головная боль – это не только его проблема. Ответственность за свое самочувствие он частично возлагает на своих коллег и поэтому считает, что имеет полное право поделиться с ними своей бедой, рассчитывая на сочувствие.
Из ответов респондентов можно сделать вывод, что в большинстве компаний (66,6%) жалобы на здоровье встречаются относительно редко. Схожую оценку дают и читатели (64,5%). Однако эти данные вряд ли можно считать полностью объективными. Как сказал представитель одной крупной сети супермаркетов: «У нас вообще жаловаться не принято».
Но все равно более чем в трети компаний проблема самочувствия сотрудников уже стала весьма заметной.
По признанию 25% руководителей фирм, такие жалобы поступают часто либо очень часто (8,3%). Оценки читателей в целом совпадают с этими данными. Соответственно 22,6% и 12,9% респондентов подтвердили, что им часто или очень часто приходится сталкиваться с жалобами коллег на самочувствие.
Из результатов опроса можно сделать вывод, что проблема трудоголизма в российских офисах объективно существует. Превращение сверхурочных в неотъемлемый атрибут офисной работы уже стало фактом. Пока его действие в значительной степени компенсируется за счет комфортного психологического климата, существующего в большинстве коллективов.
Однако со временем эффективность этого «противоядия» будет наверняка снижаться. По мере роста и развития отношения в компаниях неизбежно будут все сильнее формализовываться, «семейная атмосфера» в большинстве из них неизбежно исчезнет в случае слияния или поглощения конкурентами.
Именно тогда более трети сотрудников, которые сейчас жалуются на плохое самочувствие, превратятся в «бочку пороха», взрыв которой может оказаться роковым для бизнеса любой компании.
Артём Кобзев, Алексей Зайко
|