Разговорчики в строю
Антон Милехин
Источник: Headhunter Magazine
Чересчур активное "расслабление" части коллектива может мешать эффективной работе окружающих. Чужая беззаботность особенно коробит, если самому нужно сделать что-то из разряда "важное и срочное".
Последние несколько недель я вынужден жить в ритме, который диктуют мне мои соседи. Засыпаю я под семейные скандалы жильцов с западной стороны. Ночью имею возможность насладиться вокальными экспериментами под караоке соседей сверху. Будит меня дрель соседей с восточной стороны: в восемь утра у них начинается сверлильный раж, а у меня – кончается сон.
Под аккомпанемент дрели я нехотя завтракаю и иду на работу. А там меня поджидают новые шумы. Клавиши стучат. Чей-то мобильник издает непотребные звуки. Странный треск из вентиляционного отверстия (крысы? насекомые?). Коллеги обсуждают Тину Канделаки... Да, кстати, почему Канделаки? А почему бы и нет: помимо рабочих разговоров, практически в любом офисе, организованном по принципу open space или вроде того, происходят беседы на отвлеченные темы – свежие анекдоты, обсуждение результатов футбольных матчей и выборов в Думу. Кража бриллиантов из квартиры Слиски – тоже достойный повод для дискуссии, равно как и предположения о том, когда дадут зарплату... На то эти темы и отвлеченные, что позволяют отвлечься, расслабиться, сделать микро- или макропаузу.
Чересчур активное «расслабление» части коллектива может мешать эффективной работе окружающих.
К сожалению, чересчур активное «расслабление» части коллектива может мешать эффективной работе окружающих. Чужая беззаботность особенно коробит, если самому нужно сделать что-то из разряда «важное и срочное». Одна знакомая (арт-директор книжного издательства), для которой болтовня коллег – действительно насущная проблема, определяет этот тип шума как трындение. «Должен же быть хоть какой-то способ заставить их замолчать, какое-то средство, лечебный пластырь», – сетует она. Не спешите улыбаться – фактор-то серьезный! По данным исследования британских эйчаров, громкие разговоры в офисе (это оно, трындение) – одна из главных причин, вызывающих раздражение, 50% офисных работников даже готовы поколотить своих коллег.
Эксклюзивных способов борьбы с мешающими разговорами, сразу признаюсь, не предложу. Арсенал средств защиты узок, самое «народное» из них, наверное, наушники. Мне рассказывали о компании, в которой прослушивание музыки через наушники – часть корпоративной культуры. Правило выполняют две трети сотрудников этой организации: таким образом, ни болтать, ни слушать болтовню там особо некому. Однако наушники могут играть и прямо противоположную роль: сотрудник, у которого они пропускают слишком много громких звуков в окружающий мир, сам становится объектом ненависти. Надевший «уши» не слышит обращений к нему по рабочим вопросам, спокойная музыка усыпляет, ритмичная – отвлекает... Да и для здоровья такой барьер может быть вреднее, чем собственно «разговорчики в строю»: типичный уровень офисного шума – порядка 50 децибел, а наушники способны обрушивать на барабанные перепонки 100–120. В общем, неидеальный вариант.
Можно, напротив, втянуться в трындение. Официально делать так никогда и никому не посоветую, потому что производительность труда наверняка упадет катастрофически. Это яд, но сладкий яд: во-первых, уйма положительных эмоций, во-вторых, появляется чувство причастности к делам компании (а это вполне вероятный путь к повышению мотивации), в-третьих, умение играть свою роль в офисной болтовне – индикатор соответствия служащего организационной культуре. Вопрос лишь в том, насколько вы хотите ей соответствовать. Если все-таки опасаетесь потерять ориентацию в собственном деле и обнаружить ее где-то в районе последних новостей, то придется молча терпеть чужой щебет, пытаться пресечь болтовню или прибегать к техническим средствам. Этой осенью, например, на одной из мебельных выставок было представлено устройство под названием «персональное акустическое окружение»: специальный динамик, толщиной примерно с бумажный лист, нависает над вашим рабочим местом и направляет на него звук, приглушая прочие шумы. Ну что ж, если уж беруши, пропускающие исключительно слова, обращенные непосредственно к их обладателю, пока не изобрели, то сойдет и «акустическое окружение».
Так или иначе, офисный работник, будучи вовлеченным в культуру, которая допускает и даже поощряет беседы «между делом», имеет по большому счету два пути: либо перестать бороться и позволить себе принимать участие в обсуждениях, либо становиться жертвой, вынужденной защищаться от помех. И, сжав зубы, зарабатывать на отдельный кабинет.
|