Секрет фирмы
Оксана Крылова
Источник: Элитный персонал
Обсуждая в кругу друзей сложные ситуации на работе или делясь радостью по поводу повышения зарплаты, задумываетесь ли вы над тем, что разглашаете корпоративные тайны? И в самом деле, о чем можно говорить, а о чем стоит
Обсуждая в кругу друзей сложные ситуации на работе или делясь радостью по поводу повышения зарплаты, задумываетесь ли вы над тем, что разглашаете корпоративные тайны? И в самом деле, о чем можно говорить, а о чем стоит умолчать?
Тайна или не тайна
Страх перед недобросовестными конкурентами, собственными сотрудниками, а зачастую и государственными органами побуждает многих предпринимателей засекречивать все и вся внутри своей фирмы. Однако существует четкое законодательное определение коммерческой тайны, ее характерных черт, а так же того, что тайной являться не может.
Коммерческая тайна - это особая разновидность объектов интеллектуальной собственности. Информация составляет коммерческую тайну в случае, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Для чего нужно столь подробное определение? Дело в том, что только информация, обладающая одновременно всеми вышеперечисленными свойствами, является охраноспособной. Это значит, что если вы, например, не принимаете мер по охране своих коммерческих тайн, то и доказать факт их разглашения будет невозможно.
Отличием коммерческой тайны от других объектов интеллектуальной собственности является неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока существует фактическая монополия обладателя на информацию.
Под понятие коммерческой тайны могут подпадать самые разнообразные сведения и знания, как технического характера, так и организационного или финансового. Например, коммерческой тайной может являться изобретение, на которое работодатель, умышленно сохраняющий его в тайне, принял решение не подавать заявку. В качестве коммерческой тайны не возбраняется охранять стратегию фирмы при продвижении товара на рынок, или оригинальное решение вопросов управления персоналом, или методы ведения рекламной компании.
Однако существуют и сведения, которые не могут являться тайной. Поскольку законодательство любой страны предусматривает возможность государственного контроля над осуществлением предпринимательской деятельности, в частности за полнотой и своевременностью уплаты налогов. Согласно постановлению правительства №35 1991 г., "коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:
- учредительные документы;
- разрешительные документы на право осуществления предпринимательской деятельности;
- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и иные сведения о нем, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
- документы о платежеспособности;
- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда;
- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения; - сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью".
Интересно отметить, что во многих странах в законе подробно описывается, как раз то, что может быть тайной. Наше законодательство пошло обратным путем, дав, таким образом, большую свободу непосредственно предприятиям, каждое из которых может самостоятельно решать, что, за исключением перечисленной информации, вводить в разряд тайн.
Но если предприятие составило свой список "секретности" с нарушением закона, то никакой ответственности за разглашение подобной информации не наступает. Так, например, часто запрещается обсуждать уровень заработной платы даже между сотрудниками, а уж тем более вне предприятия.
Лариса Клычихина, менеджер по работе с персоналом компании Rehau, считает, что разглашение подобных сведений может нанести компании косвенный ущерб, поскольку эту информацию могут использовать конкуренты для переманивания специалистов. Определенная логика в подобных рассуждениях есть, но наказать сотрудника, разгласившего такую информацию, невозможно. По крайней мере, по закону.
Казнить нельзя помиловать
Основные изменения, появившиеся в новом Трудовом Кодексе относительно коммерческой тайны, касаются как раз мер ответственности за разглашение. Если раньше это было возмещение убытков по общим правилам, причем убытки были ограничены размером заработной платы провинившегося сотрудника, то теперь за разглашение коммерческой тайны можно уволить, а убытки должны возмещаться в полном объеме, независимо от заработка. И тут возникает сразу несколько проблем. Первая - кто и как должен определять размер убытков. Реально оценить стоимость коммерческой тайны весьма затруднительно, поскольку этот механизм нигде специально не разработан. По идее этим должен заниматься суд. "Но пока подобных прецедентов не было, - говорит старший юрист Юридической фирмы Vegas-Lex Анна Худанова, - и появятся они не скоро, поскольку пострадавшие фирмы не торопятся обращаться в суд, опасаясь за репутацию".
Так же обстоит дело и с увольнением за разглашение. "Уволить по такой статье пока еще практически невозможно, - считает Вера Елисеева, HR-директор компании "Тройка-диалог", - нужны очень веские доказательства. Гораздо проще расстаться с сотрудником под другим предлогом или под давлением, пригрозив применением этой статьи". Действительно вряд ли кто-то захочет иметь подобную запись в трудовой книжке - удар по репутации может оказаться неизгладимым.
"Однако, - замечает Ольга Кныш, HR-директор компании Orаcle, - увидев такую запись в документах очень ценного специалиста, я бы проверила ее достоверность по своим каналам. Возможно, что на самом деле ситуация была иной. Если же это действительно имело место, то подобные действия можно приравнять к краже. И будущее такого соискателя предрешено".
Меньше знаешь - лучше работаешь
Необходимо четко разграничить две возможные ситуации: проболтался по незнанию, неосторожности или намеренно продал информацию конкурентам. Бороться со вторым случаем, по сути, невозможно, даже создав разветвленную сеть внутренней службы безопасности. "Отследить действия каждого сотрудника все равно не удастся, - уверена Вера Елисеева, - ведь люди не живут на работе. Нужно выстраивать нормальные отношения с коллективом, в том числе и в области информационной безопасности. Это гораздо надежнее, чем нагнетание атмосферы страха и псевдосекретности".
А вот с "болтунами" бороться можно и нужно. Отношение к коммерческой тайне внутри предприятия должно стать частью корпоративной культуры. Каждый сотрудник должен понимать связь между своими правами на получение информации и обязанностями по отношению к компании. Для этого необходимо четко сформулировать общие принципы информационной безопасности и донести их до каждого члена коллектива.
Во-первых, сотрудник должен знать только то, что ему требуется для работы. Следует определить необходимый и достаточный уровень привилегий по доступу к различной информации, в том числе и секретной. Иначе может возникнуть ситуация, когда сотрудник получит доступ к информации, его не касающейся, и даже не поймет ее истинной ценности.
Во-вторых, советует Анна Худанова, положение о неразглашение коммерческих тайн предприятия должно составляться в зависимости от должностных обязанностей работника. "Чем менее формализован будет подход к составлению подобных бумаг, тем меньше вероятности ненамеренного разглашения информации. Во многих организация при приеме на работу практикуется личные беседы о том, какую информацию не следует разглашать. Это довольно действенный способ, поскольку зачастую соискатели подписывают бумаги, не вдаваясь в их суть".
Кроме того, некоторые фирмы настоятельно рекомендуют своим сотрудникам прежде, чем распространять какую-либо информацию, проконсультироваться со своим непосредственным начальником, службой безопасности или PR-службой. Так, например, в компании "Восток-сервис" есть специальный пункт в корпоративном кодексе о том, что общение с прессой необходимо согласовать с руководством компании. Гендиректор предприятия Владимир Головнев считает, что в этом вопросе предприятие имеет право диктовать свои условия сотрудникам. Ведь иногда даже ненамеренное разглашение информации, которая кажется рядовому сотруднику не слишком значительной, может нанести серьезный вред компании.
А при этом, если никаких ограничений, касающихся разглашенной информации, нет в должностных инструкциях сотрудника, то и привлечь его к ответственности будет крайне сложно, если вообще возможно.
Все ли тайное становится явным?
Еще одна проблема, связанная с коммерческой тайной, это ответственность за ее сохранение в случае увольнения работника. В некоторых странах существует срок давности коммерческих тайн, обычно от 1 до 3 лет. Об этом уведомляется не только увольняющийся сотрудник, но и его новый работодатель. В нашем законодательстве этот срок никак не оговаривается, т.е. фактически является пожизненным, хотя каждая фирма может назначить свой, более короткий период хранения тайны. Но, желая подстраховаться, работодатели не спешат этого делать.
Получается любопытная ситуация: даже через много лет убытки, понесенные фирмой, можно "списать" на бывших сотрудников, якобы раскрывших тайну. Конечно, доказать это будет очень не просто, но такая возможность все же остается.
Правда, Ольга Кныш считает, что работнику не стоит особенно этого опасаться. "Хотя все наши сотрудники во всех странах подписывают стандартное соглашение "О неразглашении информации, принадлежащей Orаcle" без ограничения срока давности, значительная часть информации в современном мире устаревает настолько быстро, что уже через год-два она не имеет никакой коммерческой ценности. Реально я не могу припомнить ни одного случая, когда сотрудник привлекался бы к ответственности за ее разглашение". Это то, что касается интеллектуальных продуктов.
Вера Елисеева, говоря о финансовой информации, замечает, что в их секторе бизнеса "сохранение информации может быть предметом торга. Любая информация имеет реальную цену, о которой и договариваются сотрудник и бывший работодатель. Если же человек, получивший деньги, все же решит разгласить имеющиеся у него сведения, он подорвет свою собственную репутацию, которая в нашем бизнесе ценится гораздо выше любых денег. Конечно, бывают случаи, когда конкурент переманивает сотрудника именно для того, чтобы получить доступ к конкретной информации, но и тогда обо всем можно договориться. В любом случае непорядочный работник может потерять гораздо больше, чем фирма".
Своя тайна есть у каждого
Возникает резонный вопрос: а сколько вообще сотрудников имеет доступ к действительно секретной информации? Или все эти разговоры - буря в стакане воды?
В первую очередь это зависит от профиля фирмы. Если компания производит интеллектуальные продукты, то практически каждый сотрудник имеет доступ к какой-то части коммерческой тайны. А если фирма занимается торговлей или производством? Лариса Клычихина, например, называет цифру не менее 50% сотрудников: "Менеджер по продажам имеет доступ к клиентской базе, использует ноу-хау компании в области продвижения товара на рынке. Бухгалтер в курсе финансовых потоков. Многие могут нанести прямой или косвенный ущерб компании".
Но с другой стороны, обычно знаний одного сотрудника недостаточно, чтобы нанести ощутимый вред компании, если только он не стремится сделать этого специально. "Утечка информации - это неприятный факт, но не критичный для существования крупной компании. Ничего такого, что в одночасье могло бы привести к краху, мы не скрываем", - говорит Вера Елисеева. И действительно, чем прозрачней и понятней деятельность компании, тем меньше приходится руководству и сотрудникам опасаться за разглашение любой внутренней информации. Ну, а для хранения настоящих секретов, конечно, необходима современная служба безопасности, включающая как IT-подразделения, так и специалистов по физической защите коммерческих тайн.
"Изменения в положении о коммерческой тайне в любом случае не бесполезны, - отмечает Вера Елисеева, - это еще один шаг к цивилизации трудовых отношений".
Оксана КРЫЛОВА
|