Карьера. Цель - идея, а не деньги?...
Андрей Носов
Источник:
Если для юридического лица извлечение прибыли может быть смыслом и оправданием существования, то лицу физическому стоит задумываться не только о социальном успехе. Иначе, по закону парадокса, этого успеха с ним не случится.
Возьмем двух миллионеров и основателей финансовых империй – Уолта Диснея и Билла Гейтса. Что их объединяет? Прежде всего, как это не парадоксально, нестяжательство. В основу грандиозного финансового успеха обоих была положена инновационная и гуманистическая идея: создание высокохудожественной мультипликации и расширение естественного информационного поля человека.
В целом ряде случаев бывает именно так – деньги и преуспеяние оказываются приятным дополнением достигнутой «высокой» цели, но не самой целью.
Примеры из жизни
Владимир, предприниматель
Все началось с бани. Это мое хобби, увлечение и любимое времяпрепровождение – все в одном. То есть, бизнес-идею нам долго выдумывать не пришлось. Скорее, это она сама нас нашла.
Еще в советские времена нас с друзьями (заядлых банщиков) злило не столько даже отсутствие пива или воблы, сколько катастрофический дефицит хороших веников. Так что решение делать веники пришло само. В России тогда почти все было так: если тебе что-то действительно нужно – сделай сам. Мы с другом даже специально ездили к его родственникам в деревню – выспрашивали рецепт изготовления веников. Сначала, конечно, делали для себя, а потом – сами понимаете, другие банщики нам и намекнули. Увидели, что у нас свои веники березовые, «правильные» и сразу начали предлагать меняться или продать. Вот вам и потребительская аудитория с анализом ее предпочтений.
Тогда все, кто пытался заниматься бизнесом, в основном, что-то покупали-продавали, а мы вот решили вязать веники. Проблем было ужасно много. В сезон наняли людей – собирать ветки, половину пришлось выгнать за профнепригодность. Вроде бы деревенские люди, а понять, какие ветки нужны, а какие – нет, не могут. Всех проблем и не перечислишь. Сторож пьяный бросил в сарае, где были ветки для просушки сложены, окурок – пол партии сгорело. Но самым большим ударом было, конечно, то, что наши веники, изготовленные по классическим дедовским рецептам, оказались совершенно непригодны для промышленных масштабов хранения и экспорта. Всю первую партию пришлось буквально выбросить на помойку. Если бы речь шла только о деньгах и прибыли, мы бы, скорее всего, тогда же это дело и бросили – начали бы кожаные куртки из Турции возить. Но мне лично очень хотелось увидеть наши веники в магазине, чтобы какой-нибудь другой банщик, такой как я пришел и обрадовался.
Пришлось весь процесс изготовления перерабатывать самостоятельно. Сколько химиков и ботаников нас консультировало – страшно вспомнить. Однако результата мы добились – теперь это наше «ноу-хау»: настоящие душистые веники, которые прекрасно хранятся и почти не теряют своих банных качеств. Вторая партия была распродана практически полностью. Сначала, конечно, были проблемы с продажами, ценообразованием… Мы и сами их продавать пытались и даже «партизанским маркетингом» занимались – сделали огромные веники в десять раз больше обычных и развезли по всем баням… Но сейчас дело развивается просто замечательно, даже не смотря на растущую конкуренцию – веник-то не запатентуешь. Ежегодно только сетевые супермаркеты, с которыми мы работаем удваивают объем заказов. В сезон сбора веток приходится нанимать до 300 человек работников. Бизнес оказался прибыльным, не в пример турецким курткам.
Сергей, дизайнер
Сколько себя помню, я всегда любил хороший дизайн. Во всем – от коробочки с леденцами до отбойного молотка. Любил хороший и ненавидел плохой. Плохого, разумеется, встречал больше. В России дизайн исчез во времена Хрущева, когда главной задачей стало делать быстрее. Взять те же панельные пятиэтажки. Я понимаю, что они позволили переселить людей из бараков, но ведь и все остальное – от денег до вывесок стало таким же, как эти пятиэтажки. Безликим и антидизайнерским.
Разумеется, и первые и вторые и третьи деньги я заработал именно дизайном.
Столкновение с реальной действительностью постперестроечных запросов было исключительно болезненным. Все строилось на подобии – один заказчик требовал себе такую же омерзительную вывеску или логотип, какие он видел у другого, только еще омерзительнее – с какими-нибудь золотыми дорическими колоннами. Дурновкусие нарастало как снежный ком. Сейчас, впрочем, эта ситуация сохраняется, просто плохой дизайн стал не настолько бросающимся в глаза.
Большинство людей, работавших тогда со мной, смотрели на меня, как на блаженного:
- Что ты так переживаешь? Ты сделай ему, как он хочет – он же тебе за это деньги платит. Тебе-то какая разница?
Это только потом все поняли, что делать окончательную халтуру – значит губить имидж, снижать стоимость нематериальных активов компании. Тогда весь бизнес был немного пиратским – захватили заказчика, взяли на абордаж, порыскали в трюмах и на Барбадос – ром пить. Ну а у меня так не получалось. В общем, помучавшись пару лет, я сделал вопиющую глупость – пошел работать дворником, а дизайном занимался в свободное время. Ужас как романтично. Сейчас самому смешно кажется. Иногда, конечно, брал заказы, но редко.
И вот, за четыре-пять лет такой работы «в стол» у меня накопилась огромное количество интересных наработок. Мне свезло – тогда как раз началась экспансия сетевых рекламных агентств в Россию. Они понемногу прощупывали почву – смотрели, как тут можно работать. Мой хороший друг познакомился с помощником руководителя российского направления одного такого агентства и показал ему мои работы. Им понравилось. Даже очень понравилось. В результате они предложили мне место арт-директора их российского подразделения. В этой работе тоже часто приходится уступать заказчику, но это совсем не тот заказчик. На этом уровне я понимаю, что могу ощутимо влиять на рекламный дизайн в России и это для меня – основной стимул в работе.
|