Надзор и контроль
Л.А. Голомазова
Источник:
Изменения в проведении государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства.
ИЗМЕНЕНИЯ В КОМПЕТЕНЦИИ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
Работодатели — физические лица. Статья 353 ТК РФ в новой редакции уточняет круг лиц, которых вправе проверять федеральная инспекция труда (далее — инспекция труда), а именно: всех работодателей на территории Российской Федерации. В ранее действовавшей редакции речь шла только об организациях. В связи с этим следует обратить внимание на те нововведения в части сторон трудового договора, которые даны Федеральным законом № 90-ФЗ. Согласно новой редакции ст. 20 ТК РФ для целей Трудового кодекса РФ работодателями — физическими лицами признаются:
– физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (например, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности. Такие физические лица теперь определены как работодатели — индивидуальные предприниматели;
– физические лица, вступившие в трудовые отношения с работником в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. Такие физические лица определены как работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Правовое значение таких изменений заключается в том, что работодатели — юридические лица и работодатели — индивидуальные предприниматели признаны равными субъектами трудовых отношений. А это в свою очередь означает, что законом распространены на работодателей — индивидуальных предпринимателей общие обязанности работодателя, например обязанность ведения трудовых книжек, принятия в установленных случаях локальных нормативных актов работодателя (ст. 8, ст. 22 ТК РФ).
Надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Согласно новой редакции ст. 356 ТК РФ теперь органы инспекции труда будут осуществлять надзор и контроль за реализацией прав на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.
Указанное положение в значительной степени повысит уровень правовой защищенности работников, поскольку предусматривает в случаях нарушения прав работников сокращенную процедуру принуждения работодателя к выполнению своих обязанностей по сравнению с судебной, которая только и была возможна ранее.
Инспекция труда не вправе рассматривать вопросы, связанные с защитой работников при дискриминации в сфере труда. Изменения, внесенные ФЗ № 90-ФЗ коснулись также исключения из компетенции инспекции труда вопросов, связанных с защитой работников в случае, если они подверглись дискриминации в сфере труда (ст. 3 ТК РФ). Ранее работник мог обратиться как в инспекцию труда, так и в суд. Представляется, что данное изменение является правильным, поскольку только в ходе судебного разбирательства могут быть всесторонне оценены доказательства дискриминации. Кроме того, при установлении факта дискриминации гражданин имеет право не только на устранение необоснованного ограничения и возмещения материального вреда, но и на компенсацию морального вреда, решение о которой инспекция труда принимать была не вправе.
Изменения в порядке проведения проверок инспекцией труда. Статьей 357 ТК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 90-ФЗ) установлено, что государственные инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц и, соответственно, запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
Здесь еще раз обращаем внимание на расширение понятия работодателя за счет работодателей — физических лиц.
ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Основным законодательным актом, устанавливающим порядок проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти в целях защиты прав проверяемых организаций, является Федеральный закон от 8 августа 2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее — Федеральный закон № 134-ФЗ). В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона № 134-ФЗ органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю (плановые проверки). При этом важно отметить, что в отношении одного юридического лица плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года (для субъекта малого предпринимательства срок установлен через три года с момента его государственной регистрации). Здесь еще раз обращаем внимание на расширение понятия работодателя за счет работодателей — физических лиц.
Плановые проверки могут носить как комплексный характер, так и тематический. Например, проведение тематических проверок, связанных с соблюдением работодателями законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями, а также несовершеннолетних работников. Типичными нарушениями здесь обычно бывают:
– нарушение работодателями норм трудового законодательства, ограничивающих применение труда женщин на тяжелых работах и работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. 253 ТК РФ). Также работодателями допускаются нарушения норм в части применения труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Напомним, что эти нормы установлены постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105. Так, при подъеме и перемещении тяжестей в случаях, когда выполняемая работа чередуется с другой работой (до 2-х раз в час) предельно допустимая масса груза составляет 10 кг; при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены — 7 кг; величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать с рабочей поверхности — 1 750 кгм, с пола — 875 кгм.
– нарушение работодателями норм трудового законодательства о соблюдении прав беременных женщин и женщин, имеющих детей (ст. 255, 256, 259 ТК РФ). В частности, работающим женщинам не выплачиваются пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и другие соответствующие компенсационные выплаты. Также часто работодателями игнорируются требования о соблюдении ограничений по привлечению женщин, имеющих детей, к сверхурочным работам, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
– нарушение работодателями норм трудового законодательства, ограничивающих применение труда несовершеннолетних работников (ст. 69, 213, 266 ТК РФ). Например, работодатели нарушают нормы о проведении обязательного медицинского осмотра при заключении трудового договора с работником в возрасте до 18 лет. Также многие работодатели не соблюдают сокращенную продолжительность рабочего времени для работников моложе 18 лет (ст. 92, 94 ТК РФ). Часто работодателями не предоставляются несовершеннолетним работникам отпуска (ст. 114, 122, 267 ТК РФ). В некоторых случаях работодатели заключают договоры о полной материальной ответственности с работниками моложе 18 лет, что запрещено законом (ст. 244 ТК РФ).
Федеральным законом № 134-ФЗ установлен перечень случаев, когда могут проводиться внеплановые проверки. В соответствии с п. 5 ст. 7 данного Закона к ним относятся:
– получение информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– возникновение угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– обращение граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
На последний случай следует обратить особое внимание работникам организаций. Согласно ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда обязаны считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы. Другими словами, закон допускает подачу такого обращения в анонимном порядке. Поэтому если работодателем нарушается законодательство о труде и не соблюдаются права и законные интересы работников, то работник вправе подать анонимную жалобу в инспекцию труда.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона № 134-ФЗ продолжительность проверки не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований, экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения проверки может быть продлен еще на месяц.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 134-ФЗ проверка может быть проведена только на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора). Соответственно, в приказе государственной инспекции труда должны содержаться следующие сведения:
– номер и дата приказа о проведении проверки;
– наименование государственной инспекции труда;
– фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение проверки;
– наименование юридического лица, в отношении которого проводится проверка;
– цели, задачи и предмет проводимой проверки;
– правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
– дата начала и окончания проверки.
Приказ о проведении проверки либо его копия, заверенная печатью государственной инспекции труда, предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица одновременно со служебным удостоверением. При этом работодателю важно знать, что проверка может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в приказе о проведении проверки. В п. 13 Положения о Федеральной инспекции труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г., указано, что государственные инспекторы труда имеют удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.
Кроме того, Федеральным законом № 134-ФЗ предписано юридическим лицам вести журнал учета проверок. В этом журнале должностным лицом, производящим проверку, производится запись о проведенной проверке, содержащей сведения о наименовании государственной инспекции труда, дате, времени проведения проверки, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, административных правонарушениях и выданных предписаниях, а также указывается фамилия, имя, отчество, должность лица, проводившего проверку, и его подпись. Данный журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица. При этом важно обратить внимание на то, что при отсутствии данного журнала в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая отметка.
ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ЗАТРЕБОВАНЫ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ
Прежде всего, это относится к документам, которые перечислены в ТК РФ. К ним относятся:
– коллективный договор;
– трудовые договоры;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– штатное расписание;
– график отпусков;
– трудовые книжки;
– договоры о полной материальной ответственности работников;
– приказы по кадрам;
– книга регистрации приказов;
– книга учета движения трудовых книжек;
– личные карточки работников (форма № Т-2);
– ведомости по заработной плате;
– табели учета использования рабочего времени (форма № Т-13);
– журнал учета сверхурочных работ;
– журнал регистрации командировочных удостоверений;
– список работников в возрасте до 18 лет;
– список беременных женщин и работающих женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет;
– одиноких матерей;
лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
– список работников-инвалидов;
– список работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
– сведения о просроченной задолженности по заработной плате (форма № 3-Ф);
– сведения о наличии (отсутствии) задолженности по иным выплатам.
При этом важно обратить внимание на то, что недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов, скажем, по причине наличия в них коммерческой тайны. В ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним, в частности, относятся сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест, сведения о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным вопросам.
ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ
Федеральным законом № 134-ФЗ установлены права проверяемых организаций при проведении проверки. Учитывая, что в Федеральном законе № 90-ФЗ дополнено положение в части работодателей, данные права в процессе проведения проверки могут быть отнесены и к работодателям — физическим лицам. В частности, должностные лица и (или) представители организации при проведении проверки, проводимой инспекторами труда, имеют право:
– непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
– получать информацию, предоставление которой предусмотрено данным законом и иными нормативными правовыми актами;
– знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц инспекции труда;
– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц инспекции труда в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ
Статьей 9 Федерального закона № 134-ФЗ определено, что по результатам проверки должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется акт (например, акт проверки соблюдения законодательства о труде). При этом акт составляется в любом случае, независимо от того, выявлены нарушения или нет. Акт составляется в 2 экземплярах, один для должностного лица, проводившего проверку, другой для юридического лица под расписку. В акте указываются:
· дата, время и место его составления;
· наименование органа, проводившего проверку;
· дата и номер приказа о проведении проверки;
· фамилия, имя, отчество и должность проверяющего;
· наименование организации, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица, присутствующего при проведении проверки;
· перечень документов, истребованных в ходе проверки;
· сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
· сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с содержанием акта представителя проверяемой организации;
· подпись должностного лица, осуществившего проверку.
В случае выявления в ходе проверки нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда составляют предписание. В этом документе должен быть указан срок, в течение которого проверяемой организации необходимо исправить допущенные нарушения законодательства, и срок, в течение которого следует проинформировать об этом государственного инспектора труда. Один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку. Предписание может быть также направлено в организацию по почте с уведомлением о вручении.
В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (ст. 76 ТК РФ).
Важно обратить внимание работодателя на то, что выполнение предписаний государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, возложенной на него ст. 212, 357 ТК РФ.
ПРАВА ИНСПЕКЦИИ ТРУДА О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Государственные инспекторы труда наделены полномочиями по привлечению к административной ответственности руководителей и иных должностных лиц организации, виновных в нарушении трудового законодательства, нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Например, за задержку расчета при увольнении работника может быть привлечен к ответственности главный бухгалтер организации (ст. 140 ТК РФ), за незаконное увольнение работника может быть привлечен к ответственности руководитель организации (директор), за ошибки при заполнении трудовых книжек может быть привлечен к ответственности начальник отдела кадров организации.
Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий.
Протокол об административном правонарушении составляется в случае начала административного производства по факту выявленных нарушений. Это возможно, если руководитель проверяемой организации не исполнил в срок предписание государственного инспектора труда об устранении выявленных в ходе проверки нарушений трудового законодательства. Требования по содержанию протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ. Административный протокол должен быть составлен государственным инспектором труда в присутствии лица, привлекаемого к ответственности, который должен быть ознакомлен с протоколом, подписать его и по требованию получить копию протокола.
При привлечении должностного лица к административной ответственности за нарушение законодательства о труде выносится соответствующее постановление о назначении административного наказания в виде взимания штрафа в размере, определенном ст. 5.27 КоАП РФ (от 5 до 50 МРОТ), либо может быть вынесено постановление о приостановлении производства по делу об административном правонарушении.
В случае если должностное лицо организации в течение года с момента привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ вновь нарушает нормы законодательства о труде составляется протокол по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ и направляется для рассмотрения в суд, который вправе применить новое административное наказание — дисквалификацию.
Формы предписания, протокола об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, постановления о приостановлении производства по делу об административном правонарушении утверждены приказом Минтруда России от 9 июля 2002 г. № 143.
В отношении виновного лица за нарушение трудового законодательства может быть применена также и УК РФ. В тех случаях, когда действия работодателя и его представителей содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке, государственные инспекторы труда обязаны направить в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности. В частности, уголовная ответственность применяется за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины (ст. 145 УК РФ), за задержку выплаты заработной платы (ст. 145.1 УК РФ), за нарушение равноправия граждан в сфере труда (ст. 136 УК РФ).
|