error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='76',showed='1',date=NOW(),ip='3.145.48.72',sess='fcb3qeabe6gejtf5p9egm8p430',url='http://ww.allmagic.ru/publications/?view=76'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Разве вы не слышали?.. | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Разве вы не слышали?..


Сергей Беззубцев, Ирина Ильинская
Источник: Элитный персонал

  Два месяца назад я устроился на новую работу. Компания солидная, прибавка к зарплате значительная, перспективы карьерного роста. Приняли меня в коллективе неплохо, но.. ..с самого начала я чувствовал, что мне

 

Два месяца назад я устроился на новую работу. Компания солидная, прибавка к зарплате значительная, перспективы карьерного роста. Приняли меня в коллективе неплохо, но..

..с самого начала я чувствовал, что мне придется долго завоевывать рас­положение коллег. Скоро выяснилось, что наше подразделение «разбито» на не­сколько неформальных групп, «по интересам». Ни в одну из «коалиций» я не попал, а потому чувствую себя «одиноким волком», в том числе среди подчиненных своего отдела. Но и это не главное. Недавно, проходя по коридору, я услышал обрывок разговора двух сотрудниц. Речь шла обо мне. «Босс выделил ему такую сумму на покупку машины! Конечно, он же родственник, недаром говорят, что без связей ничего не добьешься...» В потря­сении я вошел в свой кабинет, и весь день у меня было ощущение, будто я проглотил пуд со ли. Самое «забавное» (если бы не было так грустно), что мой босс-«родственник» на следующий же день вызвал меня к себе «на ковер». Я обвинялся в халатности и рас­пущенности: «.. .пока Вы новичок, но учтите, наши сотрудники никогда не опаздыва­ют на два часа на работу три дня подряд. Примите это к сведению». Я принялся было оправдываться, объяснять, что опоздал я один раз, и то предварительно предупре­див секретаршу босса. «Не волнуйтесь, - заверила она меня, - обязательно скажу шефу, у нас так все делают». Видимо, сведения руководству доносятся выборочно. Теперь у меня ощущение, будто я попал в какой-то «мадридский дворец» с клуб­ком интриг и слухов. Да и босса, честно говоря, жаль. Вокруг него все плетут интри­ги. Но как мне выйти из такой ситуации? Олег Д.

Письмо читателя комментирует психолог Сергей БЕЗЗУБЦЕВ, автор книги «Слухи, которые работают на Вас». Уже с первых слов этого письма склады­вается впечатление, что адаптация Олега происходит не совсем благополучно. Воз­можно, он долго работал в одной компании и привык к определенным корпоративным принципам. И вдруг столкнулся с совершен­но противоположным стилем взаимоотно­шений. Можно предположить несколько причин, по которым новые коллеги не приняли его с «распростертыми объятиями». Например, очень вероятно, что служи о «каком-то новом сотруднике» успели появить­ся в компании еще до прихода уважаемого Олега... И вот, герой сплетен появляется на сцене, а его «уже знают». По слухам.

Сотруднику, который претендует на уп­равленческую позицию, надо быть гото­вым к тому, что его появление прежде все­го будет воспринято подчиненными через призму двух важнейших для них вопросов: «Что теперь будет с нами?» и «Как это ска­жется на нашей зарплате?». Ведь принцип «новая метла метет по-новому» очень час­то оправдывает себя. А когда люди не име­ют исчерпывающей информации о ситуа­ции, они пытаются «домысливать» ее. Этот социальный механизм зародился давно. Когда люди были бессильны найти явле­нию более или менее рациональное объяс­нение, они предавались мифотворчеству. Слухи - это своего рода современные Мифы, конечно, не такие масштабные и фантазийные. Они являются коллективной интерпретацией действительности, когда каждый сотрудник компании в силу своего опыта пытается «достроить» частично представленный сюжет. Для слуха почти всегда существует реальный повод, но в дальнейшем информационный вакуум не заполняется, и у людей появляются свои гипотезы происходящего.

Как показывают исследования, более 50% ра­ботников любой организации убеждены, что ку­луарные обсуждения восполняют пробелы ин­формации и позволяют ориентироваться в ситу­ации. Следовательно, можно с высокой степе­нью уверенности утверждать, что как минимум каждый второй сотрудник осознанно принимает активное участие в распространении слухов. При этом не менее 20% сотрудников (каждый пятый), как правило, жалуются, что слухи нега­тивно влияют на эмоциональное состояние, ме­шают сосредоточиться на работе.

 Олега, например, окрестили «родствен­ником» босса. Возможно, в данной компа­нии были прецеденты, когда на работу бра­ли родственников руководящего состава, а очевидное несоответствие занимаемой должности объяснялось банальной формулировкой «устроился по знакомству». И те­перь даже компетентный в своей области новичок попадает под общую «гребенку» негативно-оценочного шептания: «еще один родственничек». Думаю, Олег бы не ошибся, если бы сразу собрал всех своих подчиненных и рассказал о себе. В частно­сти, в ненавязчивой форме можно было бы открыть новым коллегам «тайну» своего появления в фирме. Важно понимать, что в любой момент времени каждый из нас -«ходячий» повод для слухов. Хотим мы того или нет, но, обсуждая нас, обсуждая наше поведение, окружающие рисуют наш образ. И для того, чтобы этот образ не ока­зался помехой в последующем взаимодей­ствии с коллегами, следует занять актив­ную позицию и предпринять «профилакти­ческие меры».

 Что делать, если вы оказа­лись на месте Олега? Предвосхищая «кулуарные» вопросы, из которых впоследствии рождаются новые слухи, вы первыми должны поднять «горячую» тему и преподнести именно ту версию (интерпрета­цию), которая устраивала бы вас.

Наш герой столкнулся со сложной и запу­танной ситуацией, в которой главную роль сыграла секретарь. На мой взгляд, он не­дооценил значимость этой сотрудницы. Ведь секретарь первого лица - одна из ключевых фигур в коллективе. В приемной пересекаются все коммуникативные пото­ки организации. Помните Верочку из фильма «Служебный роман»? Многие про­ницательные новички начинают налажи­вать отношения с секретарем. Коробка конфет - это банально и слишком похоже на откровенную лесть. Лучше при случае тонко выразить искреннее восхищение ее способностями. Кстати, советоваться с та­кой сотрудницей, делиться с ней своими сомнениями полезно не только для того, чтобы продемонстрировать ей свое дове­рие и уважение, но и потому, что иногда она знает гораздо больше, чем вы...

Помощница босса не любила, когда ее называли Леночкой. «Так меня называют только близкие люди!» - слегка раздражалась она. Но руково­дитель одного отдела продолжал к ней обра­щаться именно так, неявно намекая на различие в их статусах. У него - большой опыт работы, два образования и ответственная деятельность. У нее - неоконченное высшее и «все впереди». «Не нравится он мне!» - поделилась девушка со своей подругой. По этой простой причине секре­тарь информировала своего босса обо всех ми­нутных опозданиях «умника», всех его резких высказываниях. Более того, документы от «ум­ника» странным образом могли находиться на рассмотрении у директора по несколько дней. Понятно, что от этого страдала работа не только данного сотрудника, но и, в известной степени, работа всей компании.

На самом деле в большей степени хо­чется посочувствовать боссу этой компа­нии. Только вот он наверняка даже и не подозревает о том, чем живет и о чем ду­мает его «команда». Мало кто может от­крыть глаза руководителю на реальное положение дел. Это смельчаки, которые входят «в клетку со львом». С другой сто­роны, не стоит считать босса неразумным младенцем, который даже не чувствует, что в коллективе происходит «брожение умов». Скорее всего, ему это просто неин­тересно. А некоторые руководители даже удовлетворены такой ситуацией. Им ка­жется, что, закручивая интриги, подчинен­ные не конфликтуют с начальником.

Чтобы проверить, насколько ваши подчиненные адекватно представляют себе действительность, имеет смысл провести экспресс-эксперимент. Можно выбрать несколько ключевых тем, на­пример: «Каковы ближайшие перспективы раз­вития компании?», «Что на сегодняшний день представляет для компании наибольшую угрозу?, «Какие изменения в организационно-штатной структуре планируются в ближайшее время?» и так далее. На эти вопросы сначала от­вечает руководитель (руководство), желательно в письменной форме. Затем - сотрудники под­разделений. Самое интересное - сопоставление полученных мнений. Скорее всего, в коллективе, где «тайны мадридского двора» - неотъемле­мый атрибут повседневной жизни, точки зрения будут диаметрально противоположными.

Расхождение в видении - хороший по­вод задуматься. Возможно, персонал про­сто не информируется надлежащим обра­зом и, естественно, питаясь собственны­ми домыслами, страдает от этого.

 Еще одна распространенная причина бур­ного процветания слухов в компаниях - лю­дям просто нечем заняться. Именно «от не­чего делать» начинается обсуждение, со­стоит ли кто-то с кем-то в родственной или какой-либо другой связи. Также, если люди не мотивированы на достижение общего результата, возможно обсуждение в кол­лективе таких тем, как «Кто виноват?», «Он не способен выполнить данное задание»...

 Имеет смысл как можно чаще устраи­вать совместные собрания по текущим вопросам, организовывать «мозговые штурмы». Психологами давно замечено, что совместное решение задач отлично сплачивает людей. Там, где руководство осознает важность корпоративной культу­ры и уделяет внимание этому аспекту раз­вития компании, наш герой вряд ли столк­нулся бы с описанными проблемами.

Конечно, можно поддаться импульсу и... уволиться. Если нет желания бороться и человек считает, что игра не стоит свеч, ему лучше реализовать свой потенциал в другой фирме. Но наш герой, как я понял из письма, имеет «боевой» настрой.

Начнем с того, что ему надо поработать над уверенностью в себе. Ведь никто из сотрудников в открытую не заявлял о сво­ем негативном к нему отношении. Случай­но услышанный разговор мог идти не о нем, а о другом человеке, возможно даже не о сотруднике компании. Кстати, под­слушивать иногда просто вредно.

Сотрудники конструкторского отдела, «подслу­шав» о предстоящей реорганизации, отложили все свои разработки и сосредоточили свои уси­лия на подготовке собственного проекта реор­ганизации. На «подготовку» ушло две недели. Никакой реорганизации не планировалось в принципе.

 Кстати, даже «происки» секретаря мож­но расценить как ее рассеянность и обыч­ную ошибку. Возможно, наш герой сам живет в мире «мифов», которые сам себе и придумывает?

Теперь рассмотрим ситуацию, когда «заговор» объективно существует. Что делать, если все-таки именно вас напрас­но подозревают в родственных связях с боссом и это мешает вам работать? Во-первых, можно открыто выступить с опровержением (если еще есть доверие аудитории): «Я слышал, что меня называют шурином босса. Заявляю официально – это не так».

Можно попытаться начать борьбу с рас­пространителями слухов. Например, попробовать каким-либо образом сослаться в общей беседе на предполагаемый ис­точник слухов. Показать - кому могло быть выгодно распространение данной информации и почему. Но такой способ под силу только прирожденным интрига­нам. Порой люди сами запутываются в собственных сетях.

А вот жизнерадостным и открытым нович­кам лучше пустить в дело весь запас весе­лья и остроумия. Лучшие инструменты: юмор, ирония, гиперболизация. «Да, мы родственники, причем братья, сводные, разлученные при рождении, да-да-да...» Коллеги начинают видеть всю нелепость ситуации и могут, в принципе, успокоиться. Если же время упущено и тема вошла в стадию горячего обсуждения, прямое обра­щение к публике может вызвать еще более негативную реакцию - «на воре и шапка го­рит». Тогда можно атаковать слух не в лоб, а «с флангов». Не «бередя» старую сплет­ню, можно попытаться «как бы кстати» рас­пространить свою информацию и действо­вать так, чтобы в глазах общественности создалось противоположное мнение. Кста­ти, можно «просто так» принести фотогра­фии, сделанные в выходные на даче, куда ездила вся семья. Сотрудники, естествен­но, будут искать глазами шефа, и тут можно обронить фразу: «Интересно, а в нашей компании принято показывать фотографии начальству?» Такой наивный вопрос может отмести все подозрения в родстве.

Но, пожалуй, главное - умело налажи­вать отношения со своими подчиненными. Чаще всего успеха добиваются руково­дители, которые убедительны в своем же­лании установить открытые и доверитель­ные отношения. Самый верный способ не стать жертвой слуха и тем более его рас­пространителем - сконцентрироваться на достижении рабочих целей. А чтобы заво­евать расположение коллег, необходимо продемонстрировать собственный про­фессиональный успех и помогать другим быть успешными.

                                                                                             Подготовила Ирина Ильинская

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru