Как застраховаться от конфликтных ситуациий?
Оксана Палина
Источник: The Career Forum
Благоприятная атмосфера в трудовом коллективе была и остается одной из важнейших составляющих успешной работы компании. Конфликт между сотрудником и работодателем зачастую не только дестабилизирует ситуацию, но и является причиной серьезных убытков или потери клиентов. Максимальной эффективности от деятельности сотрудников можно добиться только в результате слаженной работы, не обремененной внутрикорпоративными конфликтами и противоречиями. Во многом это зависит от мастерства HR−менеджера, способного предотвратить прогнозируемые трудности и минимизировать последствия уже возникших конфликтов.
Именно проблема профилактики и управления конфликтными ситуациями активно обсуждалась на недавно проходившем открытом семинаре «Конфликтные ситуации с персоналом: способы решения и пути предупреждения» сообщества эффективных менеджеров «E−xecutive» для практиков HR.
Общая система экономической безопасности коммерческого предприятия включает в себя целый комплекс мер и процедур. Особое место в этом ряду занимает кадровая безопасность. Кадровая безопасность — минимизация рисков экономических потерь от нелояльной деятельности персонала, а также прямых и косвенных убытков, возникающих вследствие трудовых конфликтов с работниками, и проистекающих из этого конфликтов с контролирующими, правоохранительными и судебными органами. В вопросах кадровой безопасности компании особое место занимает комплекс мер по предотвращению трудовых конфликтов.
По мнению выступавшей на семинаре Ольги Садовниковой, генерального директора аудиторской консалтинговой компании «Колибри», «предупредить трудовой конфликт может прежде всего комплекс внутренних нормативных документов. Среди них: правила внутреннего трудового распорядка, положения о подразделениях и должностные инструкции. Особое внимание следует уделить Трудовому договору».
«Согласно поговорке о том, что человеку, конечно, следует верить на слово, особенно если оно заверено подписью и скреплено печатью, нужно осознать, что подробная формализация отношений между работником и работодателем выгодна обеим сторонам, хотя и налагает на работодателя определенные неудобства и ограничения, — утверждает Ольга Садовникова. — Однако по мере развития цивилизованных отношений на рынке труда становится нормой жизни закрепление в документальном виде обязательств работодателя перед работником».
Грамотно сформулированное закрепление в Трудовом договоре (ТД) трудовой функции работника и прочих существенных условий ТД, увязка положений ТД с другими внутренними нормативными документами и в первую очередь с правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) ограничивает в большинстве случаев свободу для нелояльных действий работника. В руках работодателя всегда имеется набор мер, установленных ТК РФ, которые могут быть применены в отношении работника без ущерба интересам компании и без риска дальнейших судебных решений не в пользу работодателя.
Пренебрежение формальной стороной дела, кажущаяся простота неформальных отношений и иллюзорная свобода действий в этом случае для работодателя зачастую обращаются против последнего конфликтом не только и не столько с работником, но с контролирующими и даже правоохранительными органами. Материальные потери в этом случае несопоставимы с «экономией», получаемой от небрежного, упрощенческого подхода к оформлению трудовых отношений.
«Корректно составленный трудовой договор — важная ступень в предотвращении конфликтных ситуаций между сотрудником и работодателем. Однако для создания благоприятного климата в коллективе необходимо учитывать социальные стили поведения сотрудников, что помогает свести к минимуму риск возникновения конфликтов», — считает Александр Крымов, бизнес−тренер компании «Wilson Learning», кандидат психологических наук.
«Чтобы обезопасить себя от риска существенных затрат и возникновения ситуаций, угрожающих репутации, предприятие может застраховать свой персонал», — полагает Евгений Соколов, соучредитель клуба «HR−пространство». Добровольным медицинским страхованием в качестве одного из элементов соцпакета сегодня уже мало кого удивишь — за несколько лет для большинства работодателей, заинтересованных в привлечении квалифицированного персонала, это стало общепринятой нормой.
Если раньше страховой полис был существенным фактором привлечения и мотивации персонала, то сегодня сотрудникам HR−служб приходится искать новые способы повышения конкурентоспособности компании на рынке труда. Одним из решений, способных поднять привлекательность организации как работодателя, может стать включение в соцпакет страхования персонала от несчастного случая. По данным исследования Ertst&Young, такие полисы предоставляют своим сотрудникам более 60% работающих в России компаний.
«Очевидно, что современный социальный пакет должен включать в себя еще и страхование от несчастного случая, выплаты по которому производятся в случае потери трудоспособности, назначения инвалидности или смерти застрахованного, — сказала в ходе своего выступления на семинаре член правления компании «Ренессанс Страхование» Сирма Готовац. — Все больше российских работодателей с этим соглашаются, так как наличие страхования от несчастного случая — стандартный механизм урегулирования отношений предприятия с работником в случае непредвиденных обстоятельств, сводящий к минимуму вероятность снижения лояльности сотрудника или возникновения конфликтов».
Организаторы семинара убеждены, что подобные встречи профессионалов−практиков, обмен опытом и знаниями, неформальное общение во многом способствуют развитию HR−отрасли и выводят российские отношения работников и работодателей на более высокий и цивилизованный уровень.
|