Как и зачем контролировать сотрудников
Андрей Носов
Источник:
Все мы знаем, что подслушивать, подглядывать, читать чужие письма - нехорошо и приличные люди так не поступают. Однако, если речь идет о контроле над сотрудниками, вступают в действие совсем иные этические нормы: это просто бизнес - ничего личного.
Этическая сторона вопроса
Действительно, этика на то и существует, чтобы регламентировать взаимоотношения людей случайных, не являющихся друзьями, родственниками и совершенно не обязанных испытывать друг к другу какие-то чувства. Что касается отношений между работником и работодателем, этика рекомендует сдержанное дружелюбие и максимальную прозрачность в отношениях. Так что, если уж работодатель решил тем или иным способом следить за своими работниками в рабочее (им самим оплаченное) время - это его право. Если он порядочный человек, он должен разве что предупредить их об этом.
Что касается работников, подписывая контракт с работодателем, они должны отдавать себе отчет в том, что их рабочее время, равно как и те материальные, интеллектуальные ценности или услуги, которые они за это время произведут, являются собственностью работодателя (если в контракте не указаны иные возможности). А поскольку защита собственных инвестиций является законом бизнеса №1, усмотреть в стремлении работодателя знать, что делают сотрудники в рабочее время, вопиющее нарушение прав человека - достаточно затруднительно.
Что касается мировой практики, то согласно информации American Management Association и The ePolicy Institute 82% опрошенных руководителей компаний и топ-менеджеров используют те или иные формы электронного контроля или физического наблюдения. В 63% компаний отслеживают обращение к интернет-ресурсам, а около 47% просматривают электронную почту своих сотрудников. Во многих корпорациях, работающих с информацией, есть даже специальные подразделения, сотрудники которых профессионально занимаются перлюстрацией переписки и другими средствами анализа входящего и исходящего информационного потока. Вряд ли из этого можно сделать вывод, что в Америке и Европе права человека соблюдаются в меньшей степени, чем в нашем отечестве. Просто зарубежные руководители стараются хорошо делать свою работу - беречь и приумножать деньги акционеров.
Практическая сторона вопроса
К любой бизнес-задаче необходимо подходить системно и при планировании методов и алгоритмов контроля над сотрудниками стоит в первую очередь ответить на вопрос "Зачем?". - Какова конечная цель. Предотвратить хищение информации или материальных ценностей, защититься от коммерческого шпионажа, контролировать использование рабочего времени, эффективность труда, соответствие морального облика корпоративным запросам или что-либо еще. В зависимости от этого выбираются инструменты контроля.
Впрочем, тот факт, что IT-компания, основная собственность которой - в головах и компьютерах сотрудников, будет, прежде всего, защищать информацию, а начальник бригады грузчиков - рабочее время и без того очевиден. В конечном счете, 99% руководителей компаний прекрасно знают, что именно им хочется контролировать (разумеется, если не брать в расчет патологические случаи).
Куда важнее, понять каковы плюсы и минусы такого контроля.
Что получает работодатель, ведущий тотальный контроль за персоналом
- Экономию технических ресурсов
- Отчеты по использованию оборудования и рабочего времени
- Формальный подход к работе
Что теряет работодатель, ведущий тотальный контроль за персоналом
- Лояльность
- Атмосферу доверия
- Свободно мыслящих сотрудников
Очевидно, что контроль должен быть "дозированным" и по-возможности неочевидным. Не стоит постоянно напоминать людям о том, что их "снимает скрытая камера" - это может очень плохо отразиться на производительности труда даже тех подразделений компании, где креативность и ощущение внутренней свободы совершенно не нужны для качественного выполнения работы. В идеале сотрудники должны понимать, что руководство имеет возможность наблюдать за их действиями на рабочем месте, но знать, где расположено подслушивающее устройство или видеокамера им совершенно не обязательно - так будет лучше для обеих сторон.
Техническая сторона вопроса
После того, как решение о необходимости контроля над сотрудниками и той формы, которая оптимальна для конкретной компании и коллектива, принято, остается только разобраться со средствами его воплощения.
Контроль рабочего времени - задача, которую научились решать больше 100 лет назад. Сегодня он, как правило, осуществляется при помощи специальных электронных пропусков, являющихся одним из элементов СКД - системы учета и регистрации рабочего времени. Благодаря этим весьма распространенным устройствам работодатель всегда знает, во сколько сотрудник пришел на работу и ушел с нее. Впрочем, СКД не решает проблемы с теми сотрудниками, которые на работу приходят вовремя, уходят с комплементарной 15-минутной задержкой, но работают всего два или три часа.
Беда всех компаний - это Интернет. Всемирная паутина дала блестящее ускорение бизнесу нового тысячелетия, но она же и отнимает львиную долю рабочего времени. Интернет-пейджеры, приватная переписка, web-серфинг, гигабайты загружаемой видео- и аудиоинформации - все это тоже Интернет. Впрочем, проблемы такого рода решаются просто: IT-директор, системный администратор (или провайдер) компании всегда имеет полную информацию о том, как каждый конкретный сотрудник использует Интернет. Как правило, достаточно устроить одну "демонстрацию силы" и подчиненные станут значительно более умерены в своих виртуальных аппетитах. Даже более сложный мониторинг - за мониторами (такой вот каламбур) доступен практически всем компаниям - есть целый ряд программ, позволяющих полностью управлять удаленным компьютером и получать всю необходимую информацию - что происходит на мониторе в настоящий момент, когда компьютер включили и выключили, какое программное обеспечение было установлено или деинсталлировано, какие почтовые сообщения приняты и отправлены, какие сайты посещались и т.д. Словом, с компьютерами все достаточно просто.
Прослушивание и запись телефонных переговоров - также не лишняя мера. Что касается записи, то большинство компаний, использующих CRM-системы, записывают все переговоры не столько затем, чтобы уличить сотрудников, сколько для контроля процесса общения с заказчиками. Да и приватные переговоры лучше вести не по служебному, а по мобильному телефону и не в офисе, а в коридоре, комнате отдыха или других помещениях, где ваши разговоры не будут отвлекать коллег. Подслушивающие устройства - сродни записи телефонных переговоров и нередко имплантируются именно в телефон. Прослушивающие устройства, как и скрытые видеокамеры - мера практически чрезвычайная. С одной стороны, использование таких устройств дает руководителю возможность получать о своих сотрудниках всю возможную информацию, а с другой - указывает скорее на его болезненную недоверчивость, чем на предусмотрительность. Разумеется, в том случае, если речь идет о среднестатистическом офисе, а не о суперсекретной компании, разрабатывающей химическое оружие или средства от неизлечимых заболеваний.
|