А кто будет печь хлеб?
Источник:
Всё больше москвичей остаётся не у дел с дипломами о высшем образовании по модным и престижным специальностям. В чём причина? Рынок труда в столице изменился — он теперь совсем не такой, каким был ещё пять лет назад.
Высшее портит среднее
С одной стороны, в Москве ощутима нехватка рабочих рук, с другой — специалистов профессий, появившихся в последние несколько лет. «Поэтому «новые профессионалы» приходят на свои должности в основном из смежных сфер и быстро взлетают по карьерной лестнице, — говорит рекрутер Александр Степнов. — Так, лучшие директора по human research (дословно — поиск людей, а по сути — кадровики) получаются из психологов, а дизайнеры ландшафта — из архитекторов и биологов».
С рабочими — сложнее. Одно из исследований выявило, что в нашей стране зарплата высококвалифицированного рабочего сравнялась с окладом специалистов в интеллектуальных сферах. Так, квалифицированный рабочий сегодня получает в среднем 9449 руб. в месяц, в то время как специалист высшей квалификации — 9414 руб., а специалист средней квалификации — 7201 руб. (в столице ставки, разумеется, выше, но тенденция сохраняется). И причина тому — острый дефицит рабочей силы. При этом, если нехватка неквалифицированных кадров в Москве с лихвой компенсируется приезжими, которые, не имея образования и часто необходимых документов (регистрации, медкнижки и т. д.), с радостью идут в чернорабочие, не брезгуя непрестижной работой (по статистике, 4/5 всех нелегалов заняты именно неквалифицированным трудом), то рабочих-разрядников заменить некем — им нужно иметь среднее специальное образование по своей профессии. А таких в столице единицы.
Но «хорошо живут» далеко не все рабочие. «Самые высокие зарплаты у тех, кто занят в топливно-энергетическом комплексе, строительстве (для столицы это наиболее актуальная сфера), металлургическом производстве, добыче и переработке нефтепродуктов и полезных ископаемых, — говорит специалист службы занятости Надежда Арканова. — Их доходы конкурентоспособны. Чего нельзя сказать о заработках рабочих, пусть и высших разрядов, занятых на текстильном и пищевом производстве».
Причина банальная — всё больше и больше горожан стараются получить высшее образование, а рост количества негосударственных вузов только способствует этому. «На выбор профессии сегодняшних студентов влияют амбиции. Предпочитают сферы своей будущей деятельности по соображениям престижа, и даже если заработная плата рабочего будет превышать доходы популярных специальностей, это не заставит пожертвовать своим «имиджем». Для детей в 15–18 лет, когда совершается выбор — техникум или вуз, на первом месте лозунг «быть не хуже других» и «быть модным/стильным», а вовсе не деньги», — говорит психолог Лидия Геворкян.
Новые тенденции
За последнее время в столице изменился не только рынок труда, но и подход к поиску работы.
Источники информации (а также предпочтительные каналы поиска работы). Сегодня всё больше и больше москвичей ищут должности не по блату или через специальные службы, а через Интернет.
Формы резюме. Последняя модная тенденция — видеорезюме, видеофайл, который пересылается работодателю по Интернету. Это экономит время, делая ненужной стадию собеседования.
Соцпакет. Ещё несколько лет назад соцпакет (медстраховка, оплаченные обеды и пр.) считался верхом мечтаний каждого офисного работника. Согласно исследованиям, за последнее время отношение москвичей к набору бесплатных благ изменилось. Соцпакет больше не считается в столице чем-то из ряда вон выходящим, а сотрудники московских офисов получают всё новые и новые «бонусы» — оплаченный фитнес-клуб и служебный автомобиль (или оплату проездного на транспорте), оплату счетов мобильной связи телефона и т. д.
Профессиональные навыки. Поменялась сама психология людей, ищущих работу. «Впервые за последнее время осознанным аргументом «за» ту или иную работу для молодых специалистов стала возможность сделать хорошую карьеру, — говорит психолог Лидия Геворкян, — ещё пять лет назад всех интересовали большие быстрые деньги, пусть и «одноразовые».
Аркадий Сандлер, специалист в области интернет-рекрутмента:
— Быстрее всего можно сделать карьеру в мелкой или средней фирме, занятой в сфере услуг. За год в том же кадровом агентстве средней руки можно легко занять руководящие должности. В сервисных компаниях, обслуживающих потребителей, также очень быстрый рост, однако в них больше карьерных ступеней. Типичный пример — «Макдоналдс», где пройти путь от рядового сотрудника до руководителя низшего звена можно меньше чем за год. Но, разумеется, временной промежуток между каждым новым шагом возрастает. Медленнее всего карьерное развитие идёт в крупных сырьевых или производственных компаниях. Там двигаешься медленно, но ценность каждого шага крайне высока.
Ольга Бруковская, представитель интернет-сайта по поиску работы:
— К профессинальным областям, которые на настоящий момент насыщены людьми, получившими соответствующее образование, относятся финансы, маркетинг, юриспруденция, реклама, PR, масс-медиа. Между соискателями в указанных областях велика конкуренция. Напротив, традиционно высок спрос на специалистов в области продаж. И в ближайшее время он будет расти. В первую очередь работодателям интересны люди с большим опытом в сфере продаж, обладающие необходимыми навыками: коммуникабельностью, умением расположить к себе клиента. Профильное образование даёт кандидату преимущество, но не является решающим фактором при приёме на работу. Также наблюдается нехватка специалистов в области медицины/фармацевтики (особенно в сфере продвижения лекарственных средств и медтехники) и управленцев в ресторанном и гостиничном бизнесе.
|