Свободные духом
Источник: Компания
От невозможности взять нужного человека «на постоянку» страдают многие компании. В одних случаях эта проблема вызвана жестким штатным расписанием, которое весьма сложно изменить в течение года. В других – сам специалист не горит желанием идти на постоянную работу, поскольку его квалификация и востребованность позволяют «на вольных хлебах» заработать значительно больше, чем в штате самой щедрой компании. В то же время не все, кто готов предложить фрилансеру постоянную работу, могут воспользоваться его услугами в качестве стороннего профессионала.
Помешать сотрудничеству с ним могут соображения безопасности информации или, например, принципиальная позиция организации платить за работу только штатным сотрудникам. К тому же опытный, ответственный и квалифицированный фрилансер – это идеал, который, как известно, недостижим. Куда чаще на рынке можно встретить не особо профессиональных людей, слабо представляющих себе значение слова deadline. Такие «специалисты» используются в качестве рабочих лошадок, чтобы разгрузить штатных сотрудников от самой неблагодарной черновой работы. Возможно, именно поэтому президент брендингового агентства Mildberry Олег Бериев относится к отечественным фрилансерам весьма скептически. С ним не согласна Наталья Аксенова, директор агентства маркетинговых коммуникаций AG Loyalty, которая сотрудничать со специалистами без постоянного места работы не боится.
Олег Бериев, Mildberry:
«Работа по фрилансу – достаточно распространенное явление как у нас в России, так и на Западе. Правда, здесь и там она имеет совершенно разную природу. В Европе система найма и социальной ответственности работодателя перед сотрудником способствует формированию особых типов взаимоотношений, и фриланс – один из них. Практически в каждом европейском офисе, в том числе и в наших – в Милане, Брюсселе и особенно в Лондоне – вы можете встретить фрилансеров, работающих так же, как штатные сотрудники, но связанных с организацией контрактами определенного типа. Это выгодно всем и, конечно, в первую очередь работодателям. В штат обычно принимают наиболее значимых для компании специалистов. Естественно, есть много фрилансеров, менее интегрированных в деятельность компании и не посещающих ее офис. Но и они, как правило, объединяются в небольшие группы из двух-трех человек, понимая, что один в поле не воин.
Ситуация в России абсолютно иная, и мое отношение к нашим фрилансерам более чем скептическое. Для начала давайте четко разделим фрилансеров на не имеющих постоянной работы и имеющих работу, но прирабатывающих на стороне. Первых мне жаль, а ко вторым я отношусь крайне негативно. Я не против свободы творчества в свободное время. Я против занятости мозгов чужими проблемами в рабочее время, оплачиваемое компанией. Вне зависимости от принадлежности фрилансера к первой или второй категории, есть целый ряд качеств, которые наверняка будут ему присущи. Это несистемность и неумение выдавать ожидаемое качество в ожидаемый срок. Еще одна проблема – информационный и коммуникативный вакуум, в котором находятся российские фрилансеры, что, естественно, не позволяет им быть эффективными. Даже при работе с очень подготовленными специалистами нужно отдавать себе отчет, что невозможно ожидать должного качества от человека-одиночки. Он может быть креативен, но неэффективен.
Таким образом, работая с фрилансерами в России, вы скорее всего оказываетесь в зависимости от обстоятельств, не поддающихся вашему контролю. Ведь у компаний по большому счету нет эффективных инструментов воздействия на внештатников. Их, конечно, можно лишить гонорара, но ведь ваша задача не деньги сэкономить, а получить результат. Другими словами, я считаю, что работа с фрилансерами имеет свои особенности, но ее эффективность зависит от профессионализма непосредственно project-менеджера. Правда, всегда существуют исключения из правил. Так вот, если вы вдруг нашли фрилансера по имени Энди Уорхол, забудьте все, о чем я говорил».
Наталья Аксенова, AG Loyalty:
«Эффективность работы фрилансеров многие ставят под сомнение. При этом выдвигаются такие претензии, как ненадлежащее качество работы, несоблюдение сроков, завышенная стоимость услуг. Однако я осмелюсь напомнить, что в недалеком прошлом то же самое говорили про агентства... Сегодня компании смело обращаются к нам, когда понимают, что их собственные возможности не могут удовлетворить возникшие потребности. При этом почему-то никто не задумывается, что агентство, по сути, играет ту же роль, что и фрилансер.
Осознав это, мы сами начали формировать свой бизнес в виде «фрилансовой гармошки». Наши сотрудники привлекают различные группы внештатников по всем основным направлениям работы – PR, организация мероприятий и директ-маркетинг. На «свободной» основе с нами сотрудничают дизайнеры, копирайтеры, аналитики и другие специалисты. Проактивная позиция и постоянный мониторинг окружающего бизнес-информационного пространства позволяют компании свободно ориентироваться в рыночных тенденциях и привлекать сильнейших профессионалов для решения каждой отдельной задачи. Для одной из крупнейших фармацевтических компаний нам пришлось собрать целую команду. Руководитель проекта, PR-координаторы и копирайтеры входили в штат агентства. А вот специалист по вирусному маркетингу, GR- и анонимные модераторы были найдены на стороне. Всего в команде были 10 человек – 5 штатных сотрудников и 5 внештатных. Никаких проблем не возникло.
Руководитель проекта, состоящий в штате агентства, знает наверняка, какой именно копирайтер-фрилансер может наилучшим образом раскрыть ту или иную тему. Сегодня нужно рассказать про виртуозный секс на пляже, а завтра – осветить тему онкологии; сами понимаете, одному человеку это не под силу. Точно так же обычный PR-менеджер за один день не станет специалистом в области вирусного маркетинга. Мы высоко ценим своих фрилансеров и проводим для них специальные мероприятия, на которых они делятся с нами свежими идеями. Таким образом наша компания, в которой работают 23 человека, имеет возможность осуществлять мощные, динамичные проекты без какого бы то ни было снижения качества, как это часто бывает при чрезмерном разрастании самой компании. Другими словами, я считаю, что работа с фрилансерами имеет свои особенности, но ее эффективность зависит от профессионализма непосредственного project-менеджера».
|