За что и как надо любить свою фирму
Андрей Носов
Источник:
Для настоящего успеха компании недостаточно производить качественные товары и грамотно продвигать их на рынке. Необходимо, чтобы клиенты ее любили. А насколько важно, чтобы компанию любили ее сотрудники? И главное - как и за что они должны ее любить?
В Тольятти всегда была очень сильная школа дизайна. Не даром довольно долго многие московские рекламные агентства выписывали себе оттуда талантливых и вполне квалифицированных специалистов.
…Стоит сказать, что длительное время рекламный дизайн был своего рода сакральным знанием, новой религией для посвященных. Говорить в кафе о Филиппе Старке, престижных зарубежных конкурсах, новых тенденциях и направлениях было куда более модно, чем о Кастанеде и прочих Маркесах-Борхесах…
Не то, чтобы все дизайнеры, работающие в Тольятти, так уж сильно хотели перебраться в Москву. Многие из них совсем неплохо устроились и в родном городе, но поскольку креативная молодежь, составлявшая постоянный и единственный круг общения Сергея, считала свою работу не профессией, а призванием, свои способности - дарованиями или, как минимум, талантами, то и свое будущее они видели только в Европе. На худой конец - в российской столице.
Получив художественное образование и нарисовав несколько довольно небездарных сайтов и логотипов, Сергей решил разослать свое резюме с образцами работ в самые престижные компании Москвы и Питера - вдруг кто-нибудь заинтересуется. Тем более, что к этому моменту два его лучших друга уже перебрались в столицу и писали оттуда такие мэсседжи, что он понемногу начинал чувствовать себя спринтером, у которого нога застряла в колодке: все уносятся к чемпионским медалям, а ты никак не можешь освободиться.
Наконец, удача повернулась к нему лицом - его пригласили (неожиданно быстро) в самую известную и популярную студию - новую Мекку отечественного дизайна, руководитель и владелец которой - исключительно амбициозный и самоуверенный молодой человек - даже назвал ее своим именем. На тот момент это агентство было для Сергея, как Пушкин для фасадной части русской культуры: "наше все". Словом, лучше и быть не могло.
Бодро и радостно, как призывник в советском кино, за два-три дня Сергей закончил все неотложные дела в Тальяти, собрал вещи и отбыл в Москву.
Конечно, он не был провинциалом в том понимании, что широко распространено среди многих столичных жителей смысле, которым нечем гордиться кроме своей московской прописки. В Москве бывал не раз, немного ориентировался на местности и выглядел "столичнее" многих москвичей - любовь к дизайну давала себя знать и в его одежде. Словом, на гастарбайтера из анекдотов он никак не походил, поэтому на встречу в студию попал без опоздания и каких-либо злоключений.
Однако в студии его встретили неожиданно прохладно, так словно в бригаду московских строителей-ремонтников затесался парубок из украинской глубинки, который даже название Bosch на перфораторе не сможет прочесть правильно. Прождав битых ару часов в приемной, он наконец выслушал предложение, чрезвычайно далекое от его оптимистических ожиданий. Ему предложили смехотворно низкую зарплату на испытательный срок, длительность которого никак не оговаривалась.
Правда, помимо зарплаты в студии кормили и вообще помогали провинциальным сотрудникам устроиться в Москве.
Раздумывал Сергей не долго. Если бы это было какое-то другое место - он бы ушел в ту же секунду, как только услышал, сколько денег он будет получать за свою работу, но это была "та самая" студия. Лучшая стартовая площадка, с которой можно будет начать прыгать через ступеньку и за пять-шесть лет доскакать до тех самых вершин, о которых они столько говорили с друзьями по художественному училищу…
Руководство студии с полгода-год эксплуатировало молодость, талант и амбиции Сергея. Попеременно занимаясь web-дизайном, графическим дизайном и даже промышленным дизайном, он, однако, формально числился подмастерьем, помощником отдельных специалистов, которые курировали его работу, исправляли несущественные или надуманные ошибки и подписывали проекты своим именем. При этом ему периодически намекали:
- Сделай этот проект, только как следует. Выложись на полную катушку, и мы всерьез подумаем о повышении, зачислении в штат на общих правах и, разумеется, об ощутимом повышении зарплаты.
Однако один проект сменялся другим, но положение Сергея оставалось прежним.
Прошло почти два года. Вера в счастливое будущее у Сергея несколько поблекла. Впрочем, начальство почувствовало это даже раньше, чем он сам и перебросило его на работу технического дизайнера: рисовать баннеры и обтравливать картинки. Современная вариация на тему детей из жалостливого стихотворения Некрасова: они еще зачем-то должны были вертеть какие-то колеса на фабрике и никак не могли выспаться.
Зато за эти два года Сергей близко познакомился с некоторыми из своих сослуживцев и с удивлением узнал, что многие из них работают примерно на тех же условиях. Узнал (несмотря на прописанный в корпоративных правилах запрет) и уровень зарплат своих коллег по несчастью. Собственно, догадаться можно было и раньше - в студии постоянно появлялись новые лица и пропадали некоторые из старых.
В итоге Сергею действительно повезло - один из ведущих специалистов студии повздорил с ее бессменным боссом и открыл собственное рекламное агентство. Сергея он взял графическим дизайнером за сумму, которая даже на этапе становления новой фирмы, завоевания репутации и поиска заказов позволила ему, наконец, снять нормальную квартиру в Москве (до этого он жил в общежитии), а впоследствии жениться, приобрести машину и начать жить нормальной жизнью социально адаптированного человека.
На его творческих успехах подобная перемена в судьбе никак не отразилась - его таланты остались при нем и, несмотря на отсутствие гения и каких-то сверхъестественных дизайнерских озарений, их вполне хватало на то, чтобы удовлетворять руководство и заказчиков.
Так нет ли хоть у вас нравоученья?
На самом деле очень многие компании, нуждающиеся в творческих сотрудниках, избирают подобную тактику: нанимать молодых специалистов с потенциалом, талантом, желанием учиться и получать новые знания, и дают им работу за более чем скромное вознаграждение, предварительно рассказав многосерийную сказку о перспективах и большом будущем. Почти все соглашаются. Главное потом, во время работы, не давать им расслабиться - постоянно напоминать о том, что они работают ради высокого искусства и других замечательных целей в самом лучшем коллективе, самой лучшей компании и уже вот-вот на них на всех (мы же - одна команда) свалятся слава, почести и богатство.
Иными словами, если верить старику Ницше, и для действия действительно необходимы иллюзии, то главная задача такого работодателя - не давать иллюзиям работника развеяться. И тогда он будет действовать - зарабатывать для компании деньги, как заяц с батарейкой "Энерджайзер". Со временем он раскусит этот фокус сам или с чьей-нибудь подсказки, но разве мало на свете богатых иллюзиями молодых специалистов?
Что касается самого работника, то чем бы он не занимался - бухгалтерией или стихосложением, ему никогда не стоит забывать: первое и главное, что связывает его с работодателем - это деньги. Взаимная симпатия, общие цели, идеалы и пр. - тоже хорошо, но реальную зарплату никак нельзя заменить корпоративными ценностями - их не примут не в одном пункте обмена валют.
|