Кто научит журналиста
Елена Ланкина
Источник:
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям готовит специальную коллегию по «кадровому вопросу». На повестке дня — проблема подготовки и переподготовки журналистских кадров для российских СМИ
Профессия — журналист
В профессиональном кругу нехватка журналистов обсуждается достаточно давно. Но стенания издателей и редакторов, регулярно жалующихся друг другу на недостаток толковых сотрудников, лишь недавно были услышаны на государственном уровне. Кадровая проблема была озвучена этой весной на межотраслевом совещании «СМИ, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития» с участием Дмитрия Медведева, где недостаток квалифицированных журналистских кадров впервые был объявлен одной из главных причин неразвитости и ущербности российского рынка прессы.
Стороннему наблюдателю драматизм ситуации кажется явно преувеличенным. Судя по немыслимому количеству газет и журналов, ежедневно, еженедельно и ежемесячно обрушивающихся на головы нашего потребителя, журналистов у нас некуда девать. Ну в самом деле — кто-то ведь пишет километры печатных текстов, публикуемых нашими печатными СМИ?
Писать-то их пишут, но сколько их, этих невидимых героев печатного фронта, доподлинно неизвестно. Как ни странно, точных и выверенных данных о количестве журналистов в нашей стране, об уровне их образования и специализации до сих пор нет. «По нашей оценке, в отрасли печатных СМИ журналистов работает не меньше 140-150 тысяч человек, — говорит заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) Юрий ПУЛЯ. — Как минимум 50% журналистов имеют профессиональное образование, а остальные — преимущественно высшее, зачастую негуманитарное». В столице ситуацию с подготовкой журналистов можно считать относительно благополучной. Иное дело — регионы.
До своей реорганизации и превращения в федеральное агентство бывшее Минпечати на протяжении нескольких лет отслеживало положение дел в региональных СМИ. По данным Минпечати, несколько лет назад там трудились не более 17% людей со специальным образованием. Журналистов с «просто» высшим образованием наблюдалось от силы 50%. Встречались издания, которыми руководили бывшие доярки и воспитательницы детских садов. Как свидетельствуют сотрудники региональных СМИ, за прошедшие годы кадровый вопрос на местах стал еще острее.
При этом надо иметь в виду, что журналистское образование в нашей стране не является редким или недоступным. У нас больше сотни вузов, выпускающих профессиональных журналистов. По самым скромным подсчетам, ежегодно на рынке СМИ их появляется от четырех до пяти тысяч человек. Специалисты подсчитали, что с учетом ухода из профессии журналистов пенсионного возраста нашей стране ежегодно требуются не менее 4200 молодых специалистов. И это количество может обеспечить только простое воспроизводство кадров. Но рынку требуются не «просто» журналисты, а профессионалы, специализирующиеся по конкретной тематике.
Нашествие дилетантов
Печатным СМИ остро нехватает квалифицированных журналистов, подготовленных к работе в современных условиях. В этой нехватке некоторые эксперты винят безудержный рост рынка российской периодики. Мол, слишком много и слишком легко раздают у нас разрешения на выпуск новых изданий. Этот бизнес кажется слишком легким делом, и за него хватаются дилетанты, плодящие вокруг себя таких же дилетантов, как они сами. Поэтому-то мы и имеем то, что имеем: поверхностную журналистику, не заботящуюся о достоверности фактов, соблюдении морально-этических норм и элементарной чистоты языка. «Прессу нельзя доверять непрофессионалам», — уверены некоторые профи. «Препятствовать росту рынка ни в коем случае нельзя, — возражает им Юрий Пуля. — Возможность открыть издательский бизнес — одно из самых зримых проявлений демократии и свободы слова. Вопрос в том, как наполнить эту возможность реальным содержанием». Сейчас в ФАПМК изучают зарубежный опыт решения этой проблемы. Нам есть чему поучиться не только у Запада, но и у Востока.
К примеру, в Корее, где рынок печатных СМИ развивается так же быстро, как у нас, владелец нового издания обязательно должен взять на работу не менее четырех опытных профессиональных журналистов. А они, в свою очередь, должны обеспечить не менее 50% общего объема информации, публикуемой в этом СМИ. Это незамысловатое правило обеспечивает мало-мальски профессиональный уровень новых изданий. Наше демократичное законодательство в сфере СМИ не предусматривает даже минимальной защиты от дилетантов.
Спасение утопающих
Когда-то хорошего университетского образования журналисту хватало на долгие годы работы в прессе. Повышать и поддерживать профессиональный уровень помогала система переподготовки журналистских кадров — институты повышения квалификации. Повышать ее было несложно, поскольку курс партии был неизменным, жизнь размеренной и стабильной. Пятнадцать лет назад на смену хорошо отлаженной идеологической машине пришел непредсказуемый рынок, непрестанно выдвигающий новые требования к представителям журналистской братии и к людям, обучающим их профессии.
«Сейчас во всем мире наблюдается сложная ситуация с журналистскими кадрами, — говорит декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский. — Это связано с расширением медиабизнеса, его „оцифровкой“ и появлением новых специализаций в рамках отрасли». Необходимость корректировки существующей системы подготовки журналистов осознают не только в России, но и во всем мире. В США за последние годы прошло несколько серьезных совещаний с участием руководителей всех ведущих школ журналистики. В Великобритании, в Оксфорде, создан специальный Институт журналистики, который будет заниматься не только учебной, но и исследовательской работой. Как показывают исследования, мировая журналистика движется в сторону все большей деполитизации и внедрения новых специализаций. В последнее время в мире отмечен значительный рост численности журналистов, занятых проблемами здравоохранения, экологии, науки и образования, как темами наиболее важными для выживания человечества. Эта тенденция начинает проявляться и в России.
Пока ни один учебный центр не готовит журналистов «по заказу». Хотя владельцы и топ-менеджеры многих СМИ все чаще говорят о своей заинтересованности в адресной подготовке кадров. Некоторые крупные издательские дома уже готовы платить за подготовку и переподготовку перспективных специалистов для своих СМИ. Судя по всему, их усилия могут быть объединены под эгидой специальной федеральной программы и «под крылом» крупного федерального центра. Этим центром с большой долей вероятности может стать Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Такой вариант устроил бы большинство сторон, действительно заинтересованных в решении кадровой проблемы в российских СМИ.
|